ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВИИ

В чем разница между мужчиной и женщиной? Почему женщина не может быть священником, должна носить головной убор в Церкви, не может причащаться в определенные дни? Cуществует ли дискриминация женщины в Церкви?

ПИСЬМО:

Уважаемая редакция, почему при крещении мужчин проводят через алтарь, а женщин - нет? Почему женщины не должны причащаться во время менструаций и 6 недель после родов? Почему в храме женщины должны находиться с покрытой головой, а мужчины - без головных уборов? Какова разница между ними (кроме первичных и вторичных половых признаков)? Какова разница с точки зрения Церкви? Желательны ссылки на источники, так как мое невежество в этой области губоко и полно.


ОТВЕТ:

Отвечает: Священник Андрей Лоргус

Уважаемая Ольга! Все Ваши вопросы исходят из половых различий в тварной природе человека. Эти различия и их смысл во многом остаются загадочными. Предлагаю Вам отрывок из лекции по Православной антропологии читанной мною Православном Российском Университете.:

"Мужчина и женщина

Смысл разделения. Первое, что можно заметить - это то, что человек сотворен единым. Я подчеркиваю еще раз этот аргумент, потому что он очень важен. Единство человека проявляется уже не только в том, что в Адаме есть все человечество, но в Адаме есть мужчина и женщина. В первом созданном человеке есть соединение обоих полов, потом они разделяются. Но вот проблема, с какой необходимостью проявляется в первозданном человеке разделенность на пол. Была ли в этом необходимость? Если женщина происходит от неполноты Адама, то законно задать вопрос, создал ли Господь Адама неполноценным? Что невозможно, ибо Господь благ. Почему вдруг потребовалась помощница, в чем был недостаточен сам Адам, чтобы необходимо была изведена Ева из его недр? В чем она должна была ему помогать?

Мнение отцов Церкви делится на две части. Профессор Троицкий пишет: “В истории человеческой мысли встречаем две главные теории в учении о браке, ... Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической” [33, c58]. Христианские писатели во многом наследовали эти взгляды. Также и в православном мире существует два взгляда на смысл полов. Профессор Троицкий пишет об Иоанне Златоусте, в творчестве которого он различает, как зеркале, борьбу двух течений (см. с 33, прим.). Итак, одни богословы относят появление Евы к необходимости размножения рода человеческого, другие к необходимости познания своей недостаточности и взаимному стремлению к единству. Не имея сейчас возможности говорить об этом подробно, скажем только, что это разделение, на мужчину и женщину, важно для нас, по следующим важным причинам:

первое - разделение совершено Самим Творцом, мужчину и женщину сотворил их (Быт 1, 27), значит разделение промыслительно, то есть в нём есть смысл и задание человеку;

второе - оно разделило людей на такие две половины, которые неминуемо и естественно тяготеют друг к другу, то есть разделены, но остались связаны любовью и эросом;

третье - человек не может не быть одним из двух, он либо мужчина либо женщина, третьего не дано.

Более оригинальную точку зрения высказывает святитель Григорий Нисский, он ставит вопрос так: Как же должен был распространяться человек, если бы он не совершил греха? То есть, был бы другой способ распространения человека, кроме чувственного, плотского, если бы он не пал? И тогда он отвечает: Ну а как же ангелов же множество, значит они каким-то образом размножаются, вот и человек бы так же, если бы он не пал в грехе, размножался бы таким же ангелоравным способом. (См. главу XVII, “Об устроении человека. С 56-59, [78]).

Думаю, что такое рассуждение нас не может удовлетворить. Во-первых, мы ничего не можем знать о размножении ангелов, тем более, что наиболее распространенное мнение, что ангелы не размножаются, а, во-вторых, сотворены в том числе, в котором есть.

Итак, женщина создана для восполнения недостающей функции воспроизводства, т.е. для рождения детей. Это одна точка зрения. Другое мнение на сотворение мужчины и женщины заключается в том, что Ева изводится из Адама не для деторождения только, хотя, безусловно, что в естестве мужчины и женщины, в их разделении эти свойства закладываются в творении, они такими мужчины и женщины создаются, чтобы рождать детей. Но не это главное, не в этом суть. Суть в полноте человеческого бытия.

Но разве Адам не в полноте? Зачем ему помогать и в чем? Имена животным он нарек один. В этом ли помощь ему? Я думаю, что здесь возникает вопрос, который имеет для Церкви первостепенное значение в исследовании философии и богословии брака. Исходя из того, как будет решаться этот вопрос, будут решаться вопросы безбрачия, монашества, духовной жизни или плотской жизни. Если подходить к этому вопросу деторождения, то тогда, действительно, человек есть животное, у которого есть необходимость размножаться, причем совершенно тогда не понятен смысл размножения - зачем множество такое великое. Затем становится непонятным тогда явление брака, ибо брак как супружество двух в смысле рождения детей не удовлетворителен в полном смысле слова. Для рождения детей могла существовать другая форма - полигамия. Она еще более способствует заповеди "плодитесь и множьтесь", и тогда смысл брака бы исчезал.Если в соитии мужчины и женщины главная цель - деторождение, тогда и все остальные условия деторождения должны быть направлены на это.

Но смотрите в творении появляется пара, и пара эта достаточна. В ней не появляется с необходимостью поиск третьего. В чем проявляется образ Божий? В троичности. Адам, Ева и сын Адама - как бы образ Троицы. Думаю, что такой строй мышления методологически не выдержан. Соотношение между Адамом и Евой совсем не такой, как между Лицами Святой Троицы, тем более между Адамом и сыном его рожденным тоже не таково. Хотя в некотором символическом образе это может угадываться. Но для нам важны некоторые фундаментальные вещи.

В силу того, что познание в Адаме связано с делением на качества и на действование духа в нем, ума и слова, любви, познание самого себя и стало быть познание Бога, было неполновесным. В силу того, что Адам не с необходимостью должен был познавать самого себя, он не обладал этим объектом познания. И стало быть, познанием Бога. Ибо в себе, в том числе и в себе он должен был познать Бога. Помимо того, что в непосредственном богообщении Адам познавал Бога, во всем мире и в творении мира он познавал Бога, он должен был Бога познавать и через самого себя.

И вот это познание через самого себя рождает в нем необходимость некоторого внутреннего отступления от себя, выходя из себя. Познание и любовь, и действие в Адаме с необходимостью предполагают выход из себя самого. И тогда Бог из него выводит новое существо и даем ему душу. Не душа Адама двоится, но Бог изводит Еву из тела Адама и дает ей душу. В тот момент, когда, как сказано в Библии, Бог привел Еву к Адаму, и он сказал: это плоть от плоти моей, кость от костей моих. Он увидел человека, но не в себе, а вне себя. А до этого он не мог видеть человека как творение. В Еве он впервые видит человека такого же, как он, причем это его сущность. Не сотворил Бог нового человека, человек уже создан и никакого нового творения не происходит, но появляется существо, которое есть действительно Адамова плоть, Адамово существо, но он видит это существо вне себя, он видит его как образ человека и познает в нем образ Божий. Таким образом познание человека становится не внутренним, субъектным, но субъектно-объектным. Он познает самого себя вне себя и можно сказать, что в этом смысле в Адаме впервые появляется со-знание, в зародыше, в возможности, потому что сознание предполагает одну чрезвычайно важную умственную процедуру - для того, чтобы сознавать себя, нужно выйти за рамки своего знания и увидеть, каков ты есть, со стороны. И можно предположить, хотя я на этом не могу настаивать, что появление перед Адамом Евы открыло в нем эту чувственную, доселе невозможную способность познавать себя вне себя. Он стал видеть “себя” в “другом”.

Заповедь "возлюбить с появлением Евы становится осуществляемой. Адам выходит из замкнутости в отношении к себе, вступает в диалог, и любовь рождается не как некое приобретаемое качество, а как врожденное качество, как качество, которое необходимо должно быть. Ева есть он сам, и в то же время есть выхождение из самого себя. Но поскольку это он сам, то не может быть никакого антагонизма, никакого противоречия между этими двумя этими субъектами, между двумя этими "Я". Есть полное соединение и приятие друг друга, потому что это и есть "Я". Можно сказать, что первозданная пара есть идеал человеческого брака, как начальной точки брака. В браке мужчина и женщина должны достигнуть такого соединения своих "Я", чтобы получилась одна плоть, одно естество. Таким образом то, что Адаму было дано как данность - единство, разделяется Богом, и становится его задачей. Его бытие теперь уподоблено единству, через двойственность.

Можно сказать так, что единство человеческого рода, вернее, единство человеческого существования на земле олицетворяет пара. И эта пара не двое людей, эта пара есть одно целое существо. Она есть единица измерения человеческой жизни. Это и есть брак. Брак как полнота человеческого существования на земле по воле Божией.

Рождение детей первой пары, рождение первого сына - оно нарушает равновесие, полноту. Адам и Ева - как бы некая достаточность друг для друга и перед Богом. Рождение третьего вносит дестабилизацию, происходит нечто совершенно новое, рождается множественный мир, и он уже в этой паре, в этой полноте не удерживается, он выходит за ее пределы. Поэтому можно сказать, что с рождением первого сына мир человеческий приобретает совершенно иное качество. Естественно, что внутри этой пары есть как бы два движения одновременно: это тяготение друг к другу, две половины, разделенные, стремятся к объединение, всецелому соединению, и чувственному, и плотскому, и духовному. И в то же время эти две половины являют собой два субъекта, между ними должен возникнуть некий антагонизм. Но этот антагонизм поглощен во-первых, любовью, во-вторых, совершенством, и, в-третьих, единственностью и единством. Этот антагонизм не становится враждебным, не становится реальным, исполненным. Он является только возможным. Грех открывает ему полные ворота. Через грех эта разделенность становится враждебностью, агрессией друг против друга. Но о грехе - в следующей лекции.

Неравенство. Теперь обратимся к вопросу о равенстве мужчины и женщины в этом смысле, смысле творения. Многие богословы подчеркивают, что женщина не обладает полнотою бытия человеческого по одной простой, так сказать, причине: Бог сказал, сотворим помощницу ему. Адам самостоятельный художник, самостоятельный творец, сотворец, а женщина, Ева, помощница ему. И как бы этим подчеркивается ее служебная, второстепенная роль, по сравнению с Адамом. Но можно сказать, что если в этой паре, в Адаме и Еве, есть безусловная полнота человеческого бытия, то тогда это не совсем совпадает с таким пониманием, что Адам и Ева не в равном положении, что она помощница, а он глава. Но несомненно то, и мы никак не можем обойти этот факт, что между мужчиной и женщиной не может быть с самого начала никакого равенства. И дело не в том, что Адам сотворен, а Ева изведена, - почти все богословы настаивают на этой разнице, - один человек - Адам - творится руками Божиими, другой человек - Ева - изводится из него недр, третий человек - сын Адама и Евы рождается по плотскому способу. Здесь как бы три ступени появления человека. И затем как бы все люди уже появляются третьим способом. Как бы три способа рождения человека."

Теперь о Ваших конкретных вопросах:

А) Алтарь это место священнослужения, поэтому мужчинам и мальчикам возможно там служить, они посвящаются Господу. Девочки же предстоят после Крещения перед Церковью и только.

Б) "Месячные" еще в Ветхом Завете считались не чистотой, что мешало женщинам приходить в храм. Сохранилось это и в христианстве.

В) Послеродовое 40-дневное воздержание от храма и Таинств тоже основано на иудейском законе, но смысла в Церкви Христовой найти не могу.

Священник Андрей Лоргус

Источник: Круглый стол (Православная жизнь)

ПИСЬМО:

Уважаемый о.Андрей.

Очень благодарна Вам за ответ.

Могу ли я просить о некоторых пояснениях? Но несомненно то, и мы никак не можем обойти этот факт, что между мужчиной и женщиной не может быть с самого начала никакого равенства. Я бы очень хотела понять в чем именно неравенство с точки зрения Церкви? Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал.3:26-28) Алтарь это место священнослужения, поэтому мужчинам и мальчикам возможно там служить, они посвящаются Господу. Девочки же предстоят после Крещения перед Церковью и только. В чем разница между существом, которое посвящается Господу, и существом, которое предстоит перед Церковью и только? Что значит предстоять перед Церковью? Что значит посвящаться Господу? Послеродовое 40-дневное воздержание от храма и Таинств тоже основано на иудейском законе, но смысла в Церкви Христовой найти не могу.

Вот цитата (http://www.wco.ru/biblio): Истина и целомудрие

Что необходимо знать каждой матери. Книга для бесед родителей с детьми.

Грех наложил отпечаток на историческое бытие всего человечества. Страстное (то есть сопровождающееся страстным зачатием) рождение от семени по образу низшей твари стало неотъемлемой частью той биологической, скотоподобной жизни, на которую осудил себя человек. Таким образом, вместе с зачатием, соединенным с плотским удовольствием, ребенку от родителей из поколения в поколение передавался и грех произволения (первородный грех), и немощь естества. Рождение, - говорят православные богословы, - стало "каналом", который приобщал человека с самого начала его бытия к потоку греховной жизни. Через него все люди получают в наследство порчу природы и склонность ко греху. Вот что означают слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о "заразе, которую источает человеческое падение во всех человеков посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе..." "В беззакониих зачат семь, и во гресех роди мя мати моя", - восклицает св. пророк Давид от лица каждого человека. Потому в Православной Церкви никогда не культивировалось восторженное умиление по поводу зачатия и рождения, как чего-то высокого и прекрасного(!!!). Наоборот, Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная "молитва жене-родильнице". В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину "от скверны телесной и скверны душевной". Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых Тайн. Многие ли матери, крещенные в Церкви и считающие себя христианками, знают это?

(Там же в книге о христианском воспитании девочек есть глава:"Женщина не может быть хорошим специалистом")

Хочу заметить, что мною движет не праздное любопытство.Я не сталкивалась с отношением к женщинам как существам "второго сорта" до общения с верующими. Меня это ошеломило. (Например: муж - посредник между женой и Богом, муж неверующий - и жена не спасется, помощница не мужу - значит лукавому, ведьма, женщины от рождения более грешны...) В качестве аргументов приводится и то, что мужчин проводят через алтарь при крещении, а женщин - нет и см. мои вопросы. Более того мне сказали, что я не могу стать православной христианкой, если не согласна с таким отношением к женщинам. А я этого не чувствую. Т.е. ничего такого не чувствую и не вижу, и не верю в такое.

Проблема же в следующем: я пытаюсь выяснить, какова же позиция Церкви по отношению к женщинам, а в церковь не хожу, так как считаю, что участвовать в службе можно, если со всем согласен. А время идет, на вопросы ответов нет, спрашиваю - не отвечают, может быть никакой сформулированной позиции и нет, тогда и не важно, что я там думаю, это не принципиально. Но это тоже нужно узнать. Или я заблуждаюсь?


ОТВЕТ:

Отвечает: Раба Божия Наталия

С нетерпением жду ответа отца Андрея на Ваши вопросы. Но умоляю Вас, Ольга, не отлучайте себя от богослужений и Таинств, т.к. Вы отсекаете себя от источника, который исцеляет душу и рассеивает всякие смущения. Если Вы крещены и исповедуете Символ Веры, то где как не в Церкви просить у Бога вразумления.

Источник: Круглый стол (Православная жизнь)


ОТВЕТ:

Отвечает: Р.Б. Сергий

Уважаемая Ольга!

Вы задаете "неудобные" для многих церковных людей вопросы. Действительно, на многие вопросы в Церкви нет "сформулированной позиции", не все "разложено по полочкам", четко и ясно определено методами формальной логики. Кроме того, существует и много формально противоречивых мнений, в том числе и святых отцов, по какой-либо проблеме. Так, например, одни Отцы говорят, что женщина более виновата в первородном грехе, т.к. она послушала змея, а другие приводят пример Пресвятой Богородицы, Которая единственная из людей, подверженных первородному греху, явилась выше Архангелов и Ангелов. Однако никогда и нигде никто из Отцов не говорил о том, что женщина - "существо второго сорта", что "муж не верующий - жена не спасется" и т.д. Эти измышления - продукт невежества людей, в том числе многовековых предрассудков и народных обычаев. А современные православные неофиты быстро все это подхватывают и пытаются другим навязать ошибочные мнения, считая, что все, кто с этим не согласен - чуть ли не враги Церкви. Можно все это слушать, но зачем же воспринимать это как истину в последней инстанции? Только на основании того, что они 5 лет в Церкви, а Вы 1 год? Плюс ко всему, одной из причин этих воззрений на женщину является всеобщее стремление женщин к эмансипации, т.е. освобождения от своего предназначения, данного им Творцом.

Да, между мужчиной и женщиной не может быть равенства, потому что в равенстве не может быть любви. А Бог есть Любовь и Его Заповедь суть: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас". Мужчина и женщина созданы так, чтобы дополнять друг друга и в браке должна быть полнота: "Тяготы друг друга носите и тако исполните Закон Христов". "Не хорошо человеку быть одному". Даже в монашестве эта проблема существует, но она решается с помощью Благодати Божией многими усилиями и подвигами. Что же касается подчиненности женщины, т.е. послушания жены мужу, то в этом также проявляется любовь, если это послушание свободное и сознательное, а самое главное, в Боге. В послушании нет унижения, а есть смирение, т.е. следование Воле Творца. Гордыня же никому не приносит пользы - ни женщине, ни мужчине.

По поводу того, что мужчина входит в алтарь, а женщина нет - в этом тоже нет дискриминации, а опять же - установленный Богом порядок, в котором каждому существу отведено свое место и дано определенное предназначение. Для женщины - рожать детей и созидать дом, быть помощницей и утешением мужу, для мужчины - служить Богу в качестве священника, поддерживать семью материально, любить жену и заботится о ней, как о своей плоти. Нарушать этот порядок - значит спорить с Богом. Что же касается месячных очищений, на на этот вопрос я ответить не берусь.

В любом случае, в церковь ходить надо, даже если что-то не ясно и с чем-то не согласны. Как правило это несогласие происходит либо от неправильно понимаемой проблемы, либо от гордости, с которой нужно бороться. Многие недоуменные вопросы разрешаются именно после участия в богослужении и Таинствах, в практической жизни Церкви, иногда сразу, а иногда через много лет.

Простите, если что не так.

Источник: Круглый стол (Православная жизнь)


ОТВЕТ:

Отвечает: Священник Андрей Лоргус

Уважаемая Ольга!

Вас интересует официальная позиция Церкви. Такая позиция существует в практике. Ее нет в в тексте. На практике же, есть только несколько ограничений для женщин, о них мы уже говорили. Так вот, кроме этой практики, нет других общепринятых позиций. Что касается богословского осмысления, то оно разнообразно и противоречиво, что Вы правильно заметили. Общего Церковного мнения не найдете.

Но замечу Вам, как пастырь, то есть ответственно, от лица Церкви: ничем женщина в Таиствах не ограничена по существу, никаких догматических учений Церкви относящихся только к мужчине нет, нет также и учений об иной - женской природе. Климент Александрийский, например, считал, что душа не имеет пола, то есть, что духовная природа человека общая - единая.

Я не вижу причин, по которым бы Вы, могли быть несогласны с Церковью. Хорошо, однако, что Вы не кривите душой и хотите цельности Вашего исповедания.

Источник: Круглый стол (Православная жизнь)


МНЕНИЕ АНДРЕЯ КУРАЕВА:

Отвечает: дьякон Андрей Кураев

Дьякон Андрей Кураев, находясь в Киеве в неделю жен-мироносиц, так говорил о женщине в православии.

Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Но подумайте, разве может это делать та Церковь, которая о женщине говорит «Честнейшая, чем херувимы» и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами. О каком догматическом унижении женщины может идти речь?

Эти нападки основываются на положении о недопустимости женщины в алтарь православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников «равенства любой ценой» такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим «догматическим предрассудком» уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама , это означает ,что мужчина не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому, именно женщина - венец творения, а мужчина -просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из «праха земнаго», затем насаждается Эдем на Востоке земли и, лишь потом, создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…

Однако, когда Адам приходит в себя после божественной операции, первыми он произносит очень странные для нашего уха слова: «И вот она наречется женою, потому что взята от мужа». В русском переводе в этой фразе нет логики. Но в еврейском оригинале Библии логика ясна. Муж – в еврейском «иш», жена – «иша», у этих слов общий корень, они онтологически едины.

А если мы обратимся к архаике, то перед нами возникает еще более древняя игра слов. В шумерском языке слово «цил» означало ребро и жизнь. (Семантический ряд несложен: жизнь, сердце, грудь, ребро) В еврейском – ребро называлось «цила» и дополнительный смысловой оттенок имело такой же, как в русском – «грань». То есть женственность осознавалась, как выращенная из некоей грани человеческой природы, причем грани изначально этой природе присущей…

Это очень важный тезис. Потому, что для языческих философских систем женское и мужское начала - это начала антагонистические, борющиеся. Традиционные парные категории: «свет-тьма», «добро -зло», «мужское -женское». Вспомним даосское «инь - ян», в котором черная половина как раз и означает женское начало. Библия же выступает категорически против такого «дуализма».

Дальше Адам произносит парадоксальную фразу: «И от ныне оставит отца и матерь свою, и прилепится он к жене, и облекутся двое в плоть едину». Дайте проанализировать эту фразу социологам, психологам - не богословам. И они скажут поразительную вещь – это социальная формула… матриархата. Мужчина оставляет свой дом и переходит к жене. В Божьем замысле структура семьи - матриархальна, но, сразу после грехопадения, Бог изменяет порядок, говоря женщине: отныне к мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобой. В этой точке произошел переломный момент. Преподобный Ефрем Сирин полагает, что случилось это вследствие того, что Ева, вкусив запретный плод, сразу же дерзнула превознестись над Адамом, искусив тем самым и его. И в наказание за страсть гордыни, Господь смиряет ее, поставив ниже того, над кем она хотела превознестись. Не нам судить, насколько это наказание сурово…

Однако же, несет его женщина достойно - стоит обратить внимание на то, что во всем Евангелии ни одна женщина ничего плохого Христу не делает. Даже жена Понтия Пилата заступается за Христа…

Впрочем, вернемся к вопросу женского священства. В христианском мире существует разное его понимание. У лютеран, англикан есть женское священство, у православных его нет. Но я бы сказал, что есть. В том смысле, который вкладывают в это понятие протестанты, можно утверждать, что у православных оно тоже есть. Ведь у протестантов нет литургии, у них пастор – это всего на всего проповедник. И с этой точки зрения женщина у нас тоже может быть «священником» - преподавать в воскресной школе, читать проповедь по телевидению и так далее. У нас нет запрета на женскую проповедь: и святая Нина, и Магдалина, проповедующая Тиберию Воскресение Христово - тому примеры.

Далее, у протестантов пастор - это советник, нечто вроде семейного психиатра.

Так ведь и у нас, в женских монастырях старицы даже епископам порой могут дать духовное наставление. Более того – одно из таинств, таинство Крещения, как и любой мирянин, по необходимости, может исполнить и женщина. (Вот, кстати, почему так важно, чтобы в родильных домах были и православные акушерки. Ведь если ребеночек на грани жизни и смерти и некогда ждать священника, то важно успеть свершить таинство Крещения. Это может сделать любая акушерка и Церковь благословит то, что она сделала).

Но есть Таинство Евхаристии. А Литургия это икона, образ. Образы бывают разные. Есть живописные образы, литературные, музыкальные, а есть сценический образ. Так вот Литургия - сценическая икона Тайной Вечери. А Христос прошел через таинство обрезания, он был не просто общечеловек, а, несомненно, мужчина. Потому священнику так важно уподобиться Христу, внутренне, конечно, в первую очередь, но ведь и внешне. Сотворить образ Христов. Потому и борода, и волосы. Литургисающий должен быть мужчиной. Кроме того, священник обязан исповедовать, а женщина ( это мое частное мнение ) для этого слишком эмоционально отзывчива. Дело даже не в том, что по ее лицу можно будет читать все, что рассказывают ей на исповеди, а в том, что исповедуют порою такое… Нет, это не женский крест...

Женщина мечтательна и потому легче впадает в прелесть. Когда змий искушает Еву, он говорит – а правда, что вам нельзя вкушать ни от одного древа в раю? А Ева отвечает – нет, от всякого можно, а к древу познания нельзя прикасаться. Вспомним, что заповедь, которую Господь дал людям, гласила: «Не вкушайте, от плодов древа познания…». А Ева в воображении своем без нужды ужесточает запрет – «не прикасайтесь» и, тем самым, перевирает его. Начинается самочинное богословское творчество, неизбежно отдаляющее душу от замысла Божьего…

И вот что получается, есть слово «Православие» и есть слово «женщина», оба воспринимаются мягко, но почему-то сочетание этих слов – «православная женщина» приобретает гораздо более жесткое содержание. Очевидно, что женская религиозность нетерпимей и агрессивней. Всякая женщина имеет опыт изгнания, не из рая, но из православного храма - точно. (Куда, в помаде!) Но там, где женщина возвышает себя духовно, скажем в монашестве, там, где в ней перегорают врожденные недостатки, она становится в один ряд со святыми отцами. А в святости половых различий нет.

Источник: "Мир и православие"



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.