Несколько заметок по поводу фильма Матрица

Священник Вадим Семчук

В интернет, время от времени, появляются различные интерпретации фильма "Матрица", в т.ч. и с христианской точки зрения. Ниже приведена статья священника Вадима Семчука, на наш взгляд, очень интересная с миссионерской точки зрения. В конце вы найдете несколько интересных ссылок на дискуссии и другие мнения.

В 1999 году в прокате появился фильм братьев Лэрри и Энди Уачовски "Матрица", который сразу привлек к себе усиленное внимание как кинокритиков, так и рядовых зрителей. Картина вызвала самые лучшие отзывы (MTV назвала его фильмом года). По новизне стиля, актерской игре, примененным технологиям "Матрица" не знала себе равных. Для многих она стала любимым фильмом. Поклонники с нетерпением ожидают продолжения "Матрицы". Критики говорили, что фильм вывел кино на новый качественный уровень, говорили о революции стандартов и тому подобное, восхищались спецэффектами, глубиной сюжета, но, к сожалению, идея фильма ускользнула от невнимательного взгляда. "Матрица" так и осталась не понятой...

Примечательно, что в Интернете есть тысячи страниц, посвященные "Матрице". Как правило, все они о компьютерах и новых технологиях. Но не о Евангелии. А ведь этот фильм — Евангельский призыв, поданный в современных категориях и образах.

(Кстати, "компьютерные" образы можно проследить в некоторых богослужебных текстах. Так часто диавол называется "запинателем", а в молитве на пострижение новокрещенного сказано о Боге, что Он создал человека очень разумно, дал ему множество органов, чувств и проч., "не запинающие друг друга". Слово "запинать" можно перевести с церковно-славянского на компьютерный сленг как "глючить".)

На христианский характер фильма намекают и имена героев: Тринити (рус. Троица); Апок (сокращ. Апокалипсис); Навуходоносор (библейский царь, забравший евреев в рабство и имевший видения). Духовный подтекст просматривается и в имени главного героя Нео (с греч. новый, в смысле "возрожденный"), а также капитана корабля Морфиуса (в греч. мифологии бог сна, который посещает людей, принимая вид человека; подразумевается хозяин духовного мира — Святой Дух).

Кратко идею фильма можно выразить известным анекдотом о двух эмбрионах-близнецах:

" — Слушай, брат, а ты веришь в жизнь "там"?

— Да кто его знает, оттуда никто не возвращался".

Так убедительно, современно, показать, что реальность не плоская, что есть еще одна, скрытая, настоящая, кроме "Матрицы" не смог больше никто. Лично моя вера после фильма окрепла.

Картина повествует о трагедии, случившейся не без участия людей, давших интеллекту слишком много свободы. Компьютеры, творения, предназначенные для служения, научились думать и начали властвовать над всем миром. Как тут не вспомнить райского змия, искусившего первых людей древом познания добра и зла: "Будете как боги". Мир перевернулся. Люди стали использоваться Матрицей, самоуправляющейся компьютерной системой, как батарейки.

Кстати, это слабое, с логической точки зрения, место, на которое указывают многие критики фильма (гораздо логичнее было бы использовать Матрице энергию атома) объясняется философским подтекстом картины. Авторам важно было поднять именно проблему отношения реальности и человека, проблему, которую мир безрезультатно решал со времен философов, размышлявших о природе иллюзий, грез и идей. Ответ дало христианство. С этой точки зрения его дают и авторы фильма.

Чтобы люди с подключенными к ним проводами в своих ячейках не дергались, Матрица навеивает им через провода картинки и образы, которые те принимают за свободную, истинную жизнь. Но некоторые люди на подсознательном уровне понимают, что "мир не в порядке". Они начинают искать ответ...

Нужно предупредить, что понятие "Бог" в фильме относительное. Здесь только намеки, принципы. Лишь однажды Морфиус вскользь упоминает о Спасителе, в котором без труда узнается Иисус Христос, "именно Он спас первых из нас, раскрыл правду... Он давно умер, но по пророчеству пифии вернется. Его приход (второе пришествие Христа, — В.С.) знаменует крушение Матрицы, конец войны, освобождение людей. И поэтому кое-кто из нас всю жизнь блуждают по Матрице, ищет его".

На одном герое фильма могут прослеживаться несколько зашифрованных качеств. Так Морфиус, Тринити чаще выступают в роли образа Бога, Его благодатного воздействия, но иногда и в роли рядовых верующих. Нео также носит на себе черты человека, познавшего духовную жизнь, а во второй части фильма больше похож на Христа. Последнее можно объяснить тем, что христианин должен вырасти в "меру возраста Христова", то есть пройти тот духовный путь, который прошел Христос. Провидица также играет двоякую роль. С одной стороны, она предсказывает будущее, то есть несет пророческое служение и, соответственно, в этом значении чаще называется пророчицей. С другой стороны — указывает человеку его место, помогает сориентироваться. В этом случае она изображает волю Божию и называется чаще пифией.

"Матрица" — это фильм аллегория, притча с очень сложным символическим языком. Ведь авторам так много нужно успеть сказать.

Первые кадры погони за Тринити, пытающейся выйти на Нео, показывают, насколько непросто Богу найти человека. Ради его спасения Он жертвует собой.

В семинариях прошлого века чтобы проверить, насколько студент умеет мыслить, иногда задавали такой неудобный вопрос: "Что Богу невозможно?" Ответ мог быть таким: "Бог не может спасти человека без воли самого человека".

Из дальнейшего просмотра фильма становится понятно, что для спасения необходимо сотрудничество (богосл. термин "синергия") человека и Бога: "Я могу указать лишь дверь; ты сам должен выйти на волю", — говорит Морфиус Нео. Но когда тот успел лишь протянуть руку к двери пифии, дверь открылась изнутри. Также и в кадре спасения Морфиуса Нео: зная, что Морфиус не допрыгнет до вертолета, Нео выпрыгивает ему навстречу со спасительным канатом.

История Нео, компьютерного хакера, известного системе больше как мистер Андерсон, начинается его напряженным поиском ответа на самый важный вопрос: "Что такое Матрица?" Иными словами, в чем смысл жизни? Как только начал искать он, его самого начали искать Морфиус и Тринити. Так и апостолы были уверены в том, что нашли Мессию Христа они, но Христос им сказал: "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал", то есть Я вас нашел. Бог ищет ищущего. Кстати, именно поэтому, путь к Богу надо начать с исполнения заповедей. Именно на этой узкой дорожке тебя легче будет найти. Чтобы тебя вычислили, нужно "засветиться".

Фрагмент "Проснись, Нео, ты увяз в Матрице" — это призыв Бога к человеку пробудиться от греховного сна и подняться душой выше суеты. Примечательна обстановка рабочего стола, за которым уснул Нео: беспорядочное нагромождение предметов, разбросанные вещи. Одним словом это называется хаос.

Проснуться — это вспомнить "единое на потребу". Святой Иоанн Лествичник, описавший 33 ступени на пути к Богу, первую главу своей книги "Лествица" озаглавил так: "Об отречении от жития мирского". Евангелие же начинается призывом: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие".

Жизнь в Матрице (а точнее спячка) означает существование лишь в категориях рецепторов, то есть признание за реалию лишь то, что можно потрогать. Принять другую реалию не просто. По словам Морфиуса: "Разум цепляется за привычное, ... поэтому большинство людей не готово принять реальность".

"Белый кролик" — намек на Алису из Зазеркалья. Именно кролик открыл Алисе дверь иной стороны бытия.

Слова друга Нео, что тот есть для него личный Спаситель Иисус Христос — можно принять как иронию над теми, кто "плавает мелко". Позже Морфиус скажет, что Матрица владеет тобой и в церкви, и в налоговой. Как много есть людей "признающих, что что — то есть", но не возрожденных, для которых церковь, между всем прочим, — лишь очередная запись в блокноте на воскресный день.

Как только Нео начал искать Морфиуса, против него активизировались системные агенты — силы зла: "Оказывается, мистер Андерсон, вы живете двойной жизнью". Пока человек спит, диавол спокоен, но если человек начинает пробуждаться — начинается война. Достоевский выразил это так: "Бог борется с диаволом и поле битвы — сердце человека". Кстати, и Морфиус, и Тринити, и Нео для системы преступники, взломщики, вредный вирус. Вспоминаются слова апостола Павла: "Всякий, благочестиво жити хотящий о Христе Иисусе, гоним будет".

Фрагмент "Морфиус ведет Нео по коридорам офиса" намекает на Промысл Божий, устрояющий человеку путь. Опять же, воля не ломается.

Когда Нео поймали, ему предлагают сделку: предать Бога (Морфиуса), отречься от пути истинного в обмен на жизненный комфорт и спокойствие. Тот отказался от такого "заманчивого предложения".

Во внутренности Нео вживляют "жучок" — передатчик в виде гадкого скорпиона-паука (самый мерзкий и противный фрагмент фильма). "Жучок" — это образ нашей врожденной греховности, страстей, духовной нечистоты. Грех обманчив. Он не хочет себя показывать в истинном свете. Так агенты Матрицы, вживив в Нео "жучок", сделали все, чтобы он поверил, что это был всего лишь кошмарный сон, а Нео ни в чем не изменился.

Кстати, авторы фильма наводят, еще несколько, кроме сна, психологических аргументов существования души: галлюцинации и "синдром дежавю" — известного многим ощущения, что происходящее уже когда-то было.

С "жучком" попасть в мир Вышний (на встречу с Морфиусом) невозможно. Ап. Павел говорил: "Ничто нечистое Царство Божие не наследует". Опять же "чистые сердцем Бога узрят" и "кто не берет своего креста и не идет за Мной — тот не достоин Меня". Это уже из Евангелия. Довольно категорично...

Нео поставлен перед сложным выбором. Смущенный такой категоричностью ("ты или один из нас или один из них"), он хотел было бросить все и уйти, но слова Тринити "ты видел эту дорогу" заставили его одуматься. Иными словами, Тринити сказала, что побег от духовной жизни — это тупик. Жизнь без Бога становится просто тире на могильной плите между датой рождения и датой смерти. Процесс освобождения от жучка (очистительное покаяние) был довольно болезненным.

Морфиус дает Нео на выбор таблетки, дающие ему возможность познать истинную реальность и освободиться, предупреждая, что он лишь только показывает правду. Бог гарантий личного благополучия не дает. Ты сам решаешь, нужна ли тебе истина или нет.

"Освобождение" Нео — это его Крещение. Интересна реплика, когда ему вешали датчики: "Это обряд?" То есть Нео не видел смысла в действиях команды, видел только форму. Но дальнейшее показало, какой силой обладает этот "обряд".

Как много людей отбрасывает Церковь только по причине ее непонятности. Забывая, что есть вещи, которые познаются только в пути. Морфиус предупреждал: "Невозможно объяснить, что такое Матрица. Ты должен увидеть это сам... Я могу показать лишь дверь". Позже пророчица скажет Нео: "Быть избранным — все равно, что влюбиться. Кто знает, что ты влюблен? Только ты". Объяснять, что такое любовь — дело неблагодарное. Как объяснить человеку неверующему, что такое духовная жизнь? Это вопрос доверия опыту прошедших.

Приняв таблетку и обретши себя, Нео становится для системы инородным телом, она отрекается от него. Перед его глазами раскрывается жуткая картина рабства человека иллюзорной системе. Нео освобождается от пут греха (проводов) и падает в воду. Очень явно видно три его погружения с головой. Он свободен. Апостол Павел хорошо объяснил значение Крещения. Это есть умирание для греха и совоскрешение Христу. Нео спрашивает: "Я умер?" Ответ Морфиуса: "Наоборот".

Хотя Нео и освободился, ему еще долго предстояло очищаться от всяческих пережитков прошлого (контакты по всему телу), долго и болезненно вживаться в истину (психологический шок, бунтарство). "Никто не говорил, что будет легко", — напоминает Морфиус. Эта настоящая реальность много уступает красочной, но заманчивой Матрице: "Вечная война, вечный холод, одна и та же пакость на обед и ужин". Настоящая реальность выигрывает лишь в том, что она истинная.

Корабль "Навуходоносор", на который попадает Нео, — это образ Церкви земной; город Сион, соответственно, — Церковь небесная. На корабле собраны разные люди: пережившие перелом сознания и не пережившие. К примеру, оператор Танк и его брат Дозер; они рождены в Сионе и не имеют на теле контактов. Очевидно, что это образ людей, воспитанных на христианских принципах с детства. Здесь есть достойные и недостойные (разуверившийся и предавший всех Реган). Но, как видим, корабль свою функцию все-таки выполняет.

Связь между миром Матрицы и миром духовным (кораблем) осуществляется посредством молитвы (телефона).

Именно здесь, на "Навуходоносоре", Нео укрепляется силами, обучается всем приемам борьбы с силами Матрицы. А силы действительно нужны большие. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Борьба с агентами Матрицы — это духовная брань на пути духовного продвижения.

Авторы фильма в понимании вопроса духовной борьбы подошли очень близко к... Православию. Именно в аскетических текстах святых отцов Православия подробно разработана эта тема. Именно Православие считает, что спасение действительно можно потерять. И результатом духовной борьбы может быть духовная смерть. Общеизвестно мнение по этому поводу протестантского мира. В их понимании достаточно признать Иисуса как личного Спасителя, и ты обречен на вечный рай. Сейчас протестанты много дискутируют на тему: "Можно ли потерять спасение?" Но эти споры носят неофициальный, да и несерьёзный характер.

Сюжет фильма насыщен фрагментами гибели многих членов корабля "Навуходоносор". Ведь если умрешь в Матрице — умрешь и на корабле. И, как говорил Морфиус, "время всегда против нас". В христианском осмыслении Матрица означает физический мир, пребывание в теле, а корабль символизирует жизнь души. Иными словами, если ты повел себя неправильно в жизненных обстоятельствах, не преодолел искушение — это сказывается на душе. Серьёзные ошибки приводят к духовной смерти. Вспоминаются слова аввы Арсения из "Древнего патерика": "От ближнего тебе спасение, от него же тебе погибель". "Временное (то есть жизнь) — кузница вечного", — гласит древняя поговорка.

Морфиус говорил Нео: "Не буду скрывать. Все парни, которые бросали вызов Матрице до тебя погибали". Смерть многих членов корабля символизировала также и смерть многих пророков, которых Бог посылал в этот мир перед приходом Христа.

Между прочим, агенты Матрицы, с которыми непрестанно борются члены "Навуходоносора", могут воплощаться в "каждом неразбуженном". Однако авторы фильма провели четкую грань между личностью человека, в которого воплотился агент, и самим агентом. Зло не тождественно личности — это одно из главных утверждений христианского осмысления человека. Однако человек может стать сосудом, орудием зла, которое губит его. "Наша брань, — как говорит св.ап.Павел, — не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего".

За ошибки и падения (неудачный прыжок Нео с небоскреба во время обучения) на корабле не осуждает. Просто этим ты наносишь сам себе раны. Важно только сразу подняться.

Примечателен и фрагмент с "женщиной в красном". Нео позволил себе ненадолго задержать на ней взгляд, и тут же дуло пистолета агента было направлено в его голову. Становятся понятны все ограничения Церкви, направленные против греха. Осознаешь, что за этим "низзя" стоит реальная угроза поражения. Ведь быть христианином означает быть воином.

Морфиус и Тринити достаточно долго ждали, пока Нео окрепнет и станет способным выслушать слова провидицы. Подготавливая Нео к встрече с ней, Морфиус предупреждает: "Не думай о ней как о доброй или злой. Она наш поводырь". Жесткие меры, к которым иногда вынуждены прибегать ведущие, обусловлены сложностью пути.

В коридоре жилища пророчицы находятся дети, которым открыта тайна Матрицы. Именно от ребенка Нео получает один из самых важных для него духовных уроков преодоления Матрицы: "Ложки нет; все дело в тебе". Как не вспомнить евангельские слова: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное".

Фрагмент встречи Нео с пифией поражает своей... обыденностью. Он находит ее на кухне, в фартуке, за приготовлением супа. Не то ли означает это, что волю Божию нужно уметь видеть в самых простых жизненных обстоятельствах? Пифия указывает Нео на надпись, гласящую "Познай себя". С этого начинается познание воли Божией.

Пифия предсказала Нео, что он разобьет вазу, как и вышло. Тем самым ею был затронут один из сложнейших богословских вопросов соотношения воли Божией с волей самого человека, нет ли здесь принуждения. На этот вопрос провидица сама позже и ответила: "Ты кузнец собственного счастья... Тебе выбирать... Не верь в фатум". Судьбы нет. Есть только предуведение Господом свободного поступка человека.

Трудно сказать, что пережил Нео, услышав от пифии обратное тому, чего так ждал сам, во что так верил Морфиус: "Ты не избранный". Пифия сочувствует ему ("Я не люблю огорчать людей"), ищет возможности облегчить его страдания (дает печенье), но это облегчение осуществляется не за счет правды. Здесь она непреклонна.

Морфиус не дает Нео рассказать, что он услышал: "Что сказано — сказано для тебя. Для тебя одного". В другом, не менее талантливом художественном произведении, книге-загадке К.С. Льюиса "Хроники Нарнии" лев Аслан (образ Христа) говорит: "Я открываю каждому только его книгу".

Как станет видно позже, слова пророчицы не оправдались: Нео действительно стал избранным. Но, как пояснил Морфиус: "Ты услышал то, что должен был услышать. Ведь знать путь и пройти его — не одно и то же".

Начиная с фрагмента с пророчицей, Нео больше напоминает не столько человека, познавшего духовный мир, сколько Христа. В этом смысле вопрос о том, является ли Нео избранным, означает: является ли Иисус Мессией. Пророчица тщательно осматривает его руки, лицо, горло, уши и не находит в его внешнем виде что-либо, указывающее на него, как на избранного. Пророк Исаия, за много веков до Христа, так описывал Его: "Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который бы привлекал нас к Нему. Он был презрен и умален...".

Важно, что Нео принял все сказанное о себе смиренно: "Я не избранный; я не лучше других". В Евангелии Христос так говорил о Себе: "Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем". Именно это смирение и заставило его в момент выбора сделать правильное решение. Ради спасения человека (Морфиуса) Нео сознательно решает пожертвовать собой, идя на верную смерть. Именно сквозь эти события и проявляется его избранность.

В 303 комнате (намек на 33 года земной жизни Иисуса Христа) Нео погибает. Силы зла оказались сильнее. Но была еще одна тайна провидицы, которую агенты Матрицы не знали: "Любовь сильнее смерти". Поцелуй Тринити (Троицы) и ее признание в любви возвращает Нео (Иисуса) к жизни: "Я люблю тебя, а значит, ты не умрешь". Нео воскресает.

Авторы фильма вплотную приблизились к теме, волновавшей многие богословские умы, — отношений Лиц внутри Самой Троицы, теме, которую кратко можно озаглавить так: "Богословие любви".

Воскресший Нео обладает качествами, которых раньше не имел. (Вспоминаются слова провидицы о том, что Нео станет избранным возможно в следующей жизни). Он видит Матрицу такой, какой она есть (поток цифр); победить агента для него не составляет никакого труда. Мало того, он запрыгивает внутрь самого агента и разрушает его изнутри, то есть фактически "взламывает" Матрицу как компьютерную систему на программном уровне. В этом фрагменте легко угадывается момент разрушения Христом ада.

Интересно, что в православных богослужебных текстах, в которых идет описание этого события, сказано, что Христос поймал диавола и ад "на удицу льщения" (рус. хитрую уловку), при помощи хитрости. Христос обратил против зла его же оружие ("Смертию смерть поправ"), обманув ничего не подозревавшего диавола. Он сошел во ад как простой смертный, а там проявил Свое ослепительное Божество. Ад, узнав с кем имеет дело, "ужаснулся" и, не имея возможности противостоять, разрушился, открыв возможность вечной жизни. Так были побеждены смерть и диавол. Компьютерщик назвал бы это талантливым взломом.

Как уже было сказано, не случайно то, что Нео одновременно несет на себе черты Христа и человека, познавшего духовную жизнь. Ведь каждый христианин должен пройти путем, который проложил Христос. Он также должен научиться смирению, самоотвержению, тому, что пророчица называла "познать себя". Христианин также должен духовно воскреснуть, научиться побеждать зло. "Побеждающему дам вкусить от древа жизни", — говорит Господь со страниц Апокалипсиса.

Святые отцы, которые максимально приблизились своей жизнью к Богу, называли аскетику — науку духовной брани — "искусством из искусств". Здесь, как и в Матрице, тоже действуют свои законы и существуют свои тонкости, "методы взлома". Так, преподобный Иоанн Лествичник объяснял, что зло не цельно по своей природе. Бес гордыни, к примеру, часто противостоит другим бесам, в частности, бесу объедения (человек стоит перед злым выбором: объестся или горделиво думать о себе, что я такой, видите ли, воздержник — не то, что некоторые). Зная такие зазоры, подвижники использовали их для своей пользы. Одна из главных целей подвижничества — выработка господства духа над телом, ведь для принятия Господа душу нужно предуготовить.

Конечно, человек, лишь начинающий путь духовной жизни, не осилит всех тонкостей. Здесь важно соблюсти принцип постепенности и направленности. Каждый наш шаг должен приближать нас к Богу, а каждая дорога приводить к храму. Важно и то, что христианин — это человек, который идет. Ведь, как говорил Морфиус, "предела нет... и время всегда против нас".

Фильм заканчивается вознесением Нео. Дойдя до момента Вознесения Христа, заканчивается и Евангелие. С Вознесения Христа начинаются Деяния Его учеников.

Кто-то может сказать, что это всего лишь фильм; кто-то скажет, что не верит, так как не видел; кто-то — что это невозможно, так как не может быть никогда. Матрица привлекательна, люди же боятся перемен. Да и возможно ли найти ответ не ищущим его? Ведь есть вещи, которые познаются в пути.

"Что будет дальше — решать нам".

Священник Вадим Семчук. E-mail: pravos_centr@eltech.com.ua


ФИЛЬМ "МАТРИЦА": МИССИОНЕРСКИЙ ВЗГЛЯД

(ответ Вадима Семчука на критические отзывы)

Перечитал критические отзывы на мою статью "Фильм "Матрица: православный взгляд". Должен извиниться, но моя статья не православно-популярная. Она миссионерская. То есть рассчитана на людей нецерковных или для работы с нецерковными людьми.

По долгу службы мне приходится выступать перед аудиторией старшеклассников. Кто бывал в подобных ситуациях знает, как трудно они воспринимают "голую проповедь". Практически, не воспринимают вообще. Поэтому проповедник, которому важно не просто высказаться, но и быть услышанным, ищет "мостики" между тем, что их интересует, и тем, что хочет сказать он.

Например, можно просто сказать: "Блудить нельзя! Это страшный грех. За это грешники будут кипеть вечно в аду. Это нарушение заповеди, которую дал Бог пророку Моисею". А можно сказать иначе: "Знаете почему любящие супруги называют один одного "моя половинка"? Это еще от Адама и Евы идет. Ева взята из части Адама. Господь, который хочет человеку наилучшего, создает часто такие жизненные обстоятельства, когда дорожки максимально подходящих друг другу парня и девушки, пересекаются. Половинки в жизни обязательно встретятся. Приходит такой момент и вдруг они чувствуют: "Это он! Это она!" Но правильно, не страстно, распознать этот момент можно лишь чистой совестью. Если же совесть омрачена грехом, ты этот момент прозеваешь. Это как будильник. Если он звенит, а ты его выключаешь, и так повторяется день за днем, то придет такое утро, когда тебе ну очень нужно встать по будильнику, а ты не сможешь. Привычка рождает натуру, натура рождает судьбу. Поэтому если человек блудит, свою "половинку" он не узнает, счастья чистой любви, о которой много писали поэты, и в которое уже почти не верит современная молодежь, действительно пережить уже не сможет. И т.д. и т.п.

Может такая проповедь будет и не совсем корректная с точки зрения богословия, но зато в глазах ребят появится что-то такое, от чего сердце начинает радоваться: "Слава Богу! Задумались".

Мои критики верно подметили, что непредубежденный зритель, смотря "Матрицу", легко может уйти в запредельные горизонты, подальше от Бога. Ведь фильм рассчитан на людей, которые знают Библию наизусть с детства, но которые, увы, не верят (фильм все-таки американский); людей, у которых Евангелие, библейские названия на слуху; людей, которые ищут, ищут подтверждения своей зарождающейся веры. У нас другая ситуация в стране, поэтому немного другое восприятие. Непредубежденный просмотр, возможно, может и вызовет негативные впечатления: "Маия, нереальность мира". Но ведь можно и предупредить, и убедить: "Помнишь в фильме эпизод освобождения Нео? Это оказывается не иллюзорность мира показана, а Таинство Крещения".

Нужно сказать, что многие критические замечания объясняются невнимательным чтением статьи. Пифия — не гадалка, а СИМВОЛ познания воли Божией. Гордыня ли взыграла у Нео, или проявилось смирение — об этом также говорилось. По поводу того, что Тринити и Нео не занимают в сюжете фильма ведущее положение — растерялся. А кто же тогда занимает? То, что они почти на равных с остальными рядовыми, согласен. Но ведь Бог принял образ раба. Об этом можно найти прекрасные размышления в статьях митрополита Сурожского Антония (Блума). Акцент на Тринити и Нео сделан безусловно.

"Матрица" — это притча. Почему Господь для проповеди использовал именно притчи, а "проповедь", "навязывание христианской модели" очень редко? Притча убедительней чем голые слова, так как основана на предметах, о которых сложно спорить: виноград, семена, тесто и т.д. Фильм "Матрица" смотрится убедительно? Бесспорно. Остается самая малость — применить эти законы к духовному миру: "Царство Небесное подобно..." Что мы и постарались сделать.

Никто ведь не спорит с притчей Господней о виноградной лозе. Как же мол так? Я читал, что лоза — символ языческого бога Диониса. А тут намешали христианскую проповедь. В притче важно не сколько то, от чего ты оттолкнулся, как то, к чему подвел. И еще, над притчей нужно думать. Ответ, а следовательно и путь, нужно искать. Притча заставляет идти к ответу. А это и есть начало веры. Фильмов о Иисусе много, но популярны ли они среди подростков? Колос, лозу не все они тоже в руках держали, зато повально бредят компьютерами. Ну что же, можно оттолкнуться и от этого.

Если в фильме, при желании и можно разглядеть оккультные образы, как утверждают мои критики, означает ли это, что нужно отказаться от самой идеи, потому что ее кто-то уже использует? Нужно ли из корыта, выливая воду, выплескивать и ребенка? Действительно, оккультисты, как и протестанты, многое украли из Православия. Так тем более нужно объясниться, а не спасовать. Можно конечно откреститься и отойти в сторонку: "Да ну его, язычество поганое". Но ведь весь мир от фильма без ума. Если станет вопрос: "ИЛИ "Матрица, ИЛИ Христианство", подростки выберут первое. Лучше поставить вопрос так: "От "Матрицы" — к христианству". Пассивность, в любом случае, ничего не даст. Разве плохо, что появилась христианская интерпретация? Урок можно начать так: "Сегодня, ребята старших классов, мы поговорим с вами о грехе. Помните эпизод с агентами...". А закончить урок можно просто Евангелием.

Мое убеждение таково: настоящая вера не боится сомнений. Не в том смысле, что сомнений не должно существовать, а в том, что не надо боятся их преодолевать. Это называется рост веры.

С уважением свящ. Вадим Семчук

P.S. Прилагаю статью о миссионерстве диакона А.Кураева.

ДИАКОН АНДРЕЙ КУРАЕВ О МИССИОНЕРСТВЕ

Для православных проповедей всегда было традиционно искать точки соприкосновения с внешним миром, даже с язычниками, чтобы, отталкиваясь от них, дальше уже говорить о том, что дорого и свято для нас. Ап. Павел и у языческих авторов находил цитаты, помогавшие ему обретать понимание со своими слушателями. Знаете ли Вы, по какому поводу языческий поэт сказал фразу, цитированную Павлом — "Все критяне лжецы"? Это цитата из Каллимаха: "Лгут критяне всегда: измыслили гроб твой критяне; Ты же не умер, но жив, о, Зевс, присносущный владыка!". Как видим, ложь критян в утверждении, будто на их острове находится могила бессмертного Зевса. Но это не помешало апостолу использовать стих, логичный именно в рамках языческой мифологии.

И апологеты 2-3 веков, и святые Григорий Богослов и Василий Великий ссылались на авторитет языческих философов и поэтов.

К сожалению, то, что было авторитетом для древних греков, уже не является авторитетом для современной молодежи, и поэтому ссылки на Платона, или философов-стоиков, или Гомера будут уже для них не очень убедительны. Но есть другие символы, другие тексты, другие имена, которые находятся на слуху и которым современная молодежь доверяет. Значит, в современной культуре надо искать такие точки, отталкиваясь от которых можно подводить людей к размышлениям о самом главном.

По моему опыту есть аудитории, в которых только таким, окольным путем можно подойти к обсуждению евангельских тем. Эти аудитории я определяю по числу жующих челюстей. Ну, не все у нас в стране схимники. Есть еще и просто студенты. И если с эллинами надо быть не как иудей, то со студентами надо начинать разговор с того, что им (а не нам) интересно и понятно. Даже из их мира в наш тянутся ниточки...


"МАТРИЦА ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД"

Священник Вадим Семчук. E-mail: pravos_centr@eltech.com.ua

Довольно точно и честно назвали свой новый фильм братья Вачовски. Ведь "революция" по Ожегову — коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. "Матрица: революция", впрочем как и предшествовавшая ей "Матрица: перезагрузка" — грустный пример того, как хрупка бывает хорошая идея перед лицом коммерции и опошления.

Когда появились слухи, что "Матрица" будет иметь продолжение и превратится в трилогию, разум возмущался: "Как?! Неужели этому фильму нужно продолжение? Что нового можно добавить к сказанному?" Но добавить нашлось чего. Тема любви Нео и Тринити дополнена сценами секса напоказ, разъяснено, что храм — это место для вакханалий, а мировоззренческая позиция дополнена полным набором надуманных диалогов и "изреченных истин", которые чаще всего, к сожалению, воспринимаются как игры в духовное блудословие.

Прискорбно, но замечательный фильм-притча, который заставил многих задуматься о самом главном, выродился в сериал, очередной "фантастический триллер".

Основной минус фильма "Матрица: революция", на мой взгляд, в том, что фильм сам стал заводить в Матрицу. Если в первой части было сказано, как выйти из иллюзорной Матрицы; сказано, что смерть — преддверие воскресения; что жизнь не такая как кажется и все было ясно, то в третью часть трилогии напущено столько тумана, что не разберешь, где правда — не ясно ничего: Нео, "колючая голова", Архитектор, Смит, Француз, люди, машины — у каждого своя война и политика; под Нео теперь также можно подставить кого угодно: хочешь — Христа, хочешь — Антихриста, хочешь — себя. И окажешься все равно прав. Если в "Матрице" отношения между героями символизируют понятия веры, отношения Бога и человека, то есть укладываются в схему-притчу основных духовных понятий, то в "Матрице: революции" подвести все философские противоречия к общему знаменателю невозможно.

Идеи фильма не вписываются даже в рамки элементарной логики и последовательности. Если в первой части разница между настоящими людьми и программами составляла основную идею, то в последней части ее вообще не наблюдается. Так, в эпизодах с вокзалом мы знакомимся с интересной семейкой: мама, папа, дочь, причем мама и папа — программы, а их дочь — человек. Во второй части выяснилось, что Пифия — тоже программа. То же смешение понятий относится к Нео и Смиту: Смит — это Нео, только с другой стороны. В Матрице ты или в Сионе — это теперь тоже не имеет уже значения. Фильм полностью изменил себе. Если в первом фильме Морфиус показал Нео землю, которая выглядела ужасно (черное небо без солнца, нагромождение бетона и железа) и было сказано, что вот она — настоящая реальность, то в конце трилогии видим, что земля в мгновение превращается чуть ли не в рай. И все это по воле Матрицы и ее шефов. Но ведь основа первого фильма заключалась в том, что "ложки нет", между иллюзией и реальностью — непреодолимая пропасть. Здесь же восторжествовал обратный принцип — ты имеешь то, что предложит тебе Матрица. Хочешь восход солнца и цветы на лужайках — извольте получить. Если в первой части освобождение человека от Матрицы описывается как очень трудный процесс, то в конце трилогии все люди будут освобождены в директивном порядке и без всяких проблем. Похоже, что между Матрицей и реальностью теперь нет никакой разницы. Символично, что значительная часть событий происходит на вокзале — срединном месте между реальностью и иллюзией. Похоже, что там заблудился не только Нео, но и Вачковские тоже. Раздробленная правда стала множеством маленьких правдочек. Хотя, впрочем, Апокалипсис и будет временем подмен и полуправд.

После просмотра этого фильма почему-то вспомнились гностики — люди, пытавшиеся синтезировать истину Евангелия с "умными истинами более древних знаний". В результате возникли учения о эонах, христах, избранных, воплощениях и т.п. Похоже, что "Матрица: революция" не избежала этого искушения. Вместо синей таблетки зрителю предложена собственноручно спрограммированная очередная Матрица.

В нравственном отношении фильм воспринимается гораздо лучше, чем в философском. Коротко охарактеризовать его можно так: картина о том, что нужно верить до конца, о том, что любовь и вера неразрывны с подвигом, о том, что путь нужно продолжать.

Но опять же, все это — родом из первой части трилогии (как и положительная идея того, что кармы нет). Все это уже было ранее и нового добавить братья-режиссеры ничего не смогли. Даже диалоги повторили те же: Морфиус и Нео вспоминают свои отношения из первой части, Нео и Тринити — свои, а Пифия напоминает Нео, какой была первая встреча между ними.

Я не могу воспринять три части "Матрицы" как единую по замыслу трилогию. Слишком большой разрыв в идеях. Порой создается впечатление, что Вачовски сами себя пародируют.

Радостно, что им удалось создать замечательный по своей глубине фильм "Матрицу", грустно, что продолжение фильма не удалось.

Но, с другой стороны, ведь первый фильм и учил, что нужно жить трезвенно, что иллюзия обманчива и привлекательна, что выйти из Матрицы можно лишь победив ее, сделав правильный выбор и усилие. Продолжение "Матрицы" с ее полуправдами ставит перед нами такой выбор.

Этот экзамен будет продолжаться еще долго: внешнее и внутреннее, правда и ложь, Христос и Антихрист. К чему приклонимся?

03 февраля 2011, 19:42
№ 1Поправка
15.03.2004 [17:49]
"обманув ничего не подозревавшего диавола", может лучше сказать, что диавол обманулся, а то как-то звучит плохо - Христос обманув ничего не подозревавшего диавола.
03 февраля 2011, 19:42
№ 2Вот ведь бред
12.04.2004 [08:03]
Вот ведь бред. Какие же ограниченные у нас священники. Буду друзьям это показывать, пусть посмеются.
03 февраля 2011, 19:43
№ 3Ребята, вы все как-то забываете одну вещь
18.04.2004 [09:13]
Ребята, вы все как-то забываете одну вещь - фильм этот американский и расчитан на американского зрителя. А американский зритель принципиально отличается от русского. О чем же речь? Русский священник ищет духовный смысле в американском фильме? Помилуйте!!!
Это было бы смешно, если бы не было так грустно.. Вам всем к сведению, в Америке дети в 8 классе таблицу умножения начинают изучать.. А Вы - "Троица" -Тринитрон... Им тринитроны, а нам, русским, оставьте Троицу. И детям нельзя же таким бредом голову морочить.. Фильм то очень негативный.. чисто энергетически.. и это ясно безо всяких размышлений..
03 февраля 2011, 19:45
№ 4Нужно ли смотреть?
18.04.2004 [13:28]
Спаси вас Господи о.Вадим, за пример прекрасной миссионерской работы.
Наталья, хотя фильм и рассчитан на американского зрителя и хотя в нем много сомнительного, но его взапой смотрят наши дети (и не только дети). И от того что мы будем считать его негативным "чисто энергетически" или запретим им его смотреть, ничего не добъемся. С нами или без нас они его посмотрят, с нами или без нас они его будут обсуждать.Так пусть лучше они это сделают с нами.
Очень важно научить человека увидеть духовный смысл в окружающем его, тогда ему будут не страшны соблазны. Вспомним историю святого Нона, который не побоялся посмотреть на блудницу, и хотя ее внешний вид был соблазном для окружающих, он, своими духовно-опытными глазами увидел, во-первых, красоту образа Божьего, во-вторых, себе назидание (я так не забочусь о красоте своей души, как эта блудница о красоте своей внешности). Святой Нон подошел к этой блуднице, и она уверовала во Христа.
Об этом духовном опыте узревать во всем окружающем тебя духовное назидание можно посмотреть у Тихона Задонского, да и у других святых.
Поэтому как хорошо, если духовно опытный человек посмотрит пусть даже сомнительный фильм с детьми, (которые и так его посмотрят) и поможет им сделать правильные выводы. Ведь о. Вадим не предлагает заменять этим фильмом Евангелие или православное богословие. Кто уже твердо уверовал во Христа, они могут есть, по слову апостола Павла, твердую пищу (это и Писание и Предание и личный духовный опыт), а вот кто колеблется, кто на пути, кто не возмужал в вере, тому молоко, того еще надо покормить с ложечки. Ведь и сам о. Вадим пишет, что статья эта рассчитана для работы с нецерковными людьми.
По этому поводу вспоминается одна поучительная история одного православного миссионера. Он жаловался своему другу на то, что какие духовно тупые и потерянные языческие народы, среди которых он проповедывал. Друг спрашиват: а как же ты это делал? Тот отвечает: я заходил в языческие капища, говорил, что все ваши идолы - это бесы, выбросьте их, покайтесь и веруйте во Христа. Тогда меня хватали, били и выбрасывали вон.
И в ответе этого горе-миссионера можно увидеть отсутствие истинной любви и уважения к ближним, а желание просто навязать свою "правильную" точку зрения.
В том то и заключается задача миссионера: не огульно все перечеркнуть и закритиковать в опыте другого человека или народа, а отыскать те точки соприкосновение, то лучшее, что есть в этом другом опыте и потом на основании этого уже рассказать о Любви Божьей, о Христе. Ты шел таким путем, но я тебе покажу лучший.
Хотелось бы еще сказать пару слов Дмитрию. Если вы не понимаете, отрицаете другое мнение (потому что наверно не сталкивались с подобными проблемами, в ответ на которые появилась статья), но так громко вешаете на него ярлык: бред, не говорит ли это прежде всего о вашей собственной ограниченности.
Александр
03 февраля 2011, 19:47
№ 5  
18.04.2004 [22:06]
Александр, спасибо за комментарий. Как раз этоже я хотел сказать Наталии.
Статья вовсе не агитирует массово всем православным смотреть этот фильм. Более того, если нет необходимости (миссионерской, например, или с подростками поговорить, которые его итак уже посмотрели) то и смотреть не стоит. Статья для тех, кто его уже посмотрел по тем или иным причинам (в основном людей неправославных, но ищущих, сомневающихся), чтобы они по новому взглянули на знакомые им вещи.
Zavet.ru
03 февраля 2011, 19:48
№ 6О трактовке текстов
19.04.2004 [10:59]
Знаете, давайте трактовать духовные тексты как духовные, а развлекательные как развлекательные. В конце концов ни один человек в здравом уме не станет смотреть на рекламный плакат как на икону. Ясно, что боевик имеет одну цель --- развлечь зрителя, и "Матрица", на мой взгляд, ни как не исключение. Доводы о.Вадима, утверждающего, что его трактовка фильма как духовного текста является наиболее верной, а, тем более, авторской, мне кажутся смешными --- это всего лишь указания на набор легких реминсценций на библию и довольно сомнительных христианских аллюзий.

Нет, конечно, хорошо видеть духовный смысл там, где, казалось бы, его нет. Но всегда утверждать, что этот смысл _основной_... Что блудница это на самом деле такая красивая женщина, призванная своим видом назидать христиан больше заботьтся о своей душе!... Это уже перебор, несомненно. Причем серьезный.
03 февраля 2011, 19:49
№ 7Без темы
09.05.2004 [10:57]
Может, успех первой Матрицы и обусловлен некоторым ее искусственным сходством с христианским учением. У режиссеров просто хватило ума дать соответствующие имена героям и т.п, и сделать фильм с претензиями. В сочетании с низким общим уровнем зрителя видимость чего-то философского, знакомые слова, нечто таинственное и потустороннее и привела к признанию фильма.
03 февраля 2011, 19:50
№ 8Без темы
22.06.2004 [08:47]
Филипп, вы противоречите сами себе. Вы фактически говорите, что успех фильму обеспечила претензия на духовность ("искусственное сходство с христианским учением"). То есть люди-то тянутся к духовности и ищут ее(что и, предположим, обеспечивает фильму успех), а вы их ниже плинтуса, извините. Как пятилетние дети, слово знакомое увидели и рады.
Дмитрий, а вы наверное и в произведениях Пушкина и Достоевского ничего духовного не находите и видите всего лишь догматы давно ушедших дней? А ведь они и развлекают, и дают почву для размышлений. В этом-то и отличие хорошего, качественного произведения от дешевки.
Натали
03 февраля 2011, 19:51
№ 9Holy Trinity это и есть Святая Троица
22.06.2004 [08:57]
А моей тезке Наталье хотелось бы заметить, что в переводе с английского Holy Trinity это и есть Святая Троица.
Это даже не аллюзия, а простой перевод.
Натали
03 февраля 2011, 19:53
№ 10Христианский смысл в фильме
28.06.2004 [16:12]
Человек с хоть немного приоткрытым духовным зрением просто не может не заметить глубокого христианского смысла в этом фильме. В первую очередь фильм поражет именно этим, а вовсе не спецэффектами.
А то, что фильм создан американцами ни о чем не говорит: духовность она разлита везде, а не только в России, например. Любой человек, внимательно относящийся к своему внутреннему миру, способен увидеть в себе частичку Духа Святого.
03 февраля 2011, 19:54
№ 11Заблуждение
24.07.2004 [14:43]
Прочитав заметку священника Вадима Семчука «Матрица», понял почему в последние времена многие сооблазнятся и примут Антихриста.
Оказуется так легко ввести в заблуждение даже Православного священника, что ж тогда говорить о простых смертных.
Фильм «Матрица» это явний, неприкрытый сатанизм. И видно что человечество уже потеряло БДИТЕЛЬНОСТЬ к проискам нечестивого.
Чтоже показует этот фильм?
Что мир сотворенный Богом-Творцом – НЕРЕАЛЬНИЙ, ЭФИМЕРНИЙ, тоесть «Матрица».
Что Церковь тоже нереальная и потому никакого спасения в ней нету.
А что ж тогда реально?
Морфиус и его мрачний подземный мир!!!
А кто такой Морфиус? Может Творец?
НЕТ!!!
Морфиус – бунтарь, разрушитель ненависного ему мира!
Так с кем тогда можна сравнить Морфиуса?
Посмотрим на другого героя – Нео.
Как он попадает в мрачний мир преисподни Морфиуса?
С помощью таблетки яда. Тоесть добровольно уходит из мира Божьего в мир сатаны.
Чтоже ждет Нео в этом мире? Мрак, тамнота и мрачное состояние отверженных, испытующих отвращение к миру Тварному!
Кстати попав в мир иной Нео падает вниз!
ПАДАЕТ!!! – аналогия с чем?
Морфиус пказует ему мрачные руины того что он называет реальным миром. А может это то что осталось от ада после сошествие в него Господа нашего Исуса Христа?
Чаму же учит Морфиус Нео?
Может проповедовать и расскрывать людям глаза на правду?
Снова НЕТ!
Он учет Нео УБИВАТЬ!!!
И еще один факт – поиск избранного - тоесть сообщника в борьбе против Творца Мира!
Действующие же лица мира Мрфиуса поделены на две категории – одни рождены в мире и имеют на теле следы связи с миром, другие рождены вне мира сего а в подземном мире Морфиуса!
Клички персонажей в большинстве своем являются хулой на имья Божие, а с менем главного героя дело обстоит иначе.
Ведь Антихриста провозгласят НОВЫМ спасителем! Вот вам и НЕО!
Понимаете, не тот всем известний Спаситель! А новый!!!
Вот так.
Кстати, служители Тварного мира показанны именно как Троица.
Так в итоге чему учит фильм «Матрица»?
Тому что:
· Мир Тварной – не реальный
· Церковь Божья – не реальная, спасения не дающая
· Мир преисподний – мрачний, безрадостный, злой, но единственно реальний
· Спаситель будет новый – Нео
· Спасать будет не проповедями а убийствами
· Попасть в «реальный» мир можно уйдя из сотворенного мира с помощью синей таблетки – яда.

Кстати те критики которые восторгаются фильмом «Матрица», подняли страшный хай по поводу фильма Мела Гипсона «Страсти Христовы». Это тоже о чем то говорит.

И в заключение:
Фильм «Матрица» - хула на Творца и сотворенный ним мир!
Ненадо искать смысла потаенного там где смысл явный!
03 февраля 2011, 19:55
№ 12Фильм сатанинский
06.08.2004 [09:28]
Фильм сатанинский.
Михаил
03 февраля 2011, 19:55
№ 13Без темы
14.08.2004 [14:44]
С одной стороны фильмы о Христе и Боге, что само по себе уже бред, т.к. это просто не передать нам людям даже частью. С другой - вот такие фильмы как многие считают с "философским подтекстом", судить не буду не умею я, но тут опять нам дан выбор и человек выбирает экшен или эмоции, но духовности там искать бессмысленно.
03 февраля 2011, 20:00
№ 14Меня можно назвать фанатом фильма Матрица
10.10.2004 [05:45]
Наверное, меня можно назвать фанатом фильма Матрица. я неверующий, но ищущий, изучил нассоклько мог хорошо писания и христианство вообще. кроме того, очень интересуюсь кибернетикой и философией, а сам практически всю жизнь провожу в программировании и компьютере. и мне близко всё, всё действитеьлно завязывается в один непротиворечивый узел, систему.
когда я года назад посмотрел вторую и третью часть Матрицы - был возмущён тем же, чем и другие авторы. Но вчера, пересмотрев ещё раз - увидел и понял больше.
по части первой Матрицы я ещё не встречал мнения на тему о родстве людей. ведь выходит, что любое родство по плоти - тоже относительно (цитата Морфия из фильма: теперь люди даже не роджаются..). а в реальном, "духовном мире" - родство иное, по духу. Соответственно и в нашей жизни так - как и говорих Христос: кто мои мать и братья? Значит, почитать нужно, но циклиться на замкнутом круге родни - иллюзия.
(извините, если неточно выражаюсь - просто тороплюсь, некогда подбирать слова. я потом ещё закончу мысль - сейчас срочные дела)

По Матрице-перезагрузке: намного большее уточнее механизма матрицы, вопрос "В чём моё предназначение?" Параллель с программами - у каждой программы есть предназначение, и у людей оказывается тоже. И сравнение людей и программ - в чём в сущности отличие? Если Бог - интеллект естесственный, изначальный или первый. то все его творения, включая и нас, людей - искуссвтенны. Мы искуссвтенные интеллекты, созданые творцом - мы такие же точно программы. И в конце фильма разгадка - встреча с "творцом" - оказывается Матрица двойная - реальный мир, в котором живут люди Зеона и планеты Земля вообще - тоже матрица.
Споры о выборе - насколько он свободен, необусловлен воспитанием, т.е. другими, внешними причинами. Насколько мудрые монологи о свободе выбора (следовательно, свободе вообще) и причине Пифии, "француза" (Мировингер), и Архитектора. По мнению француза Выбор - рубеж между имеющим власть и не имеющим. Пифия настаивает, что фатум отсутствует и главный её смысл - борьба с гармонией, детерминацией и бездушными причинно-следственными закоными творца. Она указывает предназначение Нео - это борьба с предназначением! Если в первой части - парадигма совпадающая или по кайней мере близкая христианской - то во второй - просто фантастическое отступление. Но тем не менее - даже отступление о том, что разумные программы мутируют, сбоят - и вынуждены возвращаться к источнику либо прятаться (диалог Пифии) - ведь это то же что и выбор: Возвращаться к Богу либо прятаться от него до конца света (очередной перезагрузки Матрицы).

Т.е. глубокий смысл Матрицы 2 - учение о настоящей СВОБОДЕ. И здесь совпадение с христанской парадигмой: Истина сделает свободными, а ложь - пророчество, ложь и контроль матрицы. И свобода как жизнь без иллюзий, без приспособленчествва под иллюзорный комфорт заведённых механизмов, гармонии с матрицей, как самостоятельность, самораскрытие, "Познание себя".

В Революции окончательно утверждается равенство людей и программ. Программы могут любить! Диалог Нео и Рамо Кандро (программы-папы) в заколдованном метро: Любовь - не эмоция, а связь субъектов. Единство, ощущение единства - абсолютно человеческие чувства.

И, наконец, в финале признание взаимонеобхоимости машин и людей - машина использует программы для своих целей. и человек тоже программа с уникальными функциями, которые машине воспроизвести не удалось (именно Нео - нерешённое свободное уравнение, стремящееся к самостоятельному решению) - и поэтому способное на большее, чем любые самые совершенные подконтрольные программы. Нео помогает машине победить программу, которая становится сильнее машины - искусственный интеллект внутри искусственного интеллекта. И машина сохраняет род человеческий как необходимость и так как она самоуважает в себе силу интеллекта, логику, и не опускается до лжи. полное освобождение от любых пророчеств и причинно-следственных законов творца, обретение полноценного смысла жизни.
На протяжении фильма - мудрые логические высказывания Смита (который по-своему ищет истину) как искусителя-сатаны. В которых лишь один изъян - эгоизм. Потому он в конце и не может объяснить и понять что такое любовь - и погибает. Конец света для сатаны, наступление рая на земле (илиточнее под землёй в Зеоне), и на нее - в мире Творца-архитектора.

тут и сказке конец ) сказка ложь, да в ней намёк. ещё раз прошу прощения за свой стиль изложения - стихийно всё как-то. Надеюсь, вы меня поймёте, домыслите недомысленное и прочтёте что-то и между строк.
В итоге хотел бы сказать, что по-моему мнению братья Вачовски не преследовали целью перенести парадигму христианства в Матрицу - это просто парадигма свободы и любви. Она универсальна, и поэтому герои и действия тоже схожи. А вторая и третья части не пошли вразрез с первой - нет, это вполне удачное продолжение. Различие - Бог, Творец, Архитектор - кто он? в христианстве это сама любовь. А в матрице - субъект Архитектор, назывющий любовь иллюзией, квентиссенцией, пытающийся описать "формулу любви", ставящий эксперименты и с интересом наблюдающий за проявлением чувств и героев ("Нам интересна ваша реакция.." в диалоге с Нео)

Парадигма свободы, любви и некоего невидимого настоящего мира, по отношению к которому видимый мир лишь как оболочка и виртуальная реальность. Я, как свидетель паранормальных явлений в своей жизни и жизни близких, убеждён в существовании этого мира, даже если и нет Бога (личности) и вообще любой безличностной управляющей главной системы. Что лично для меня удивительно, как для энтузиаста-исследователя, что описание Бога в Библии и мира Бога как раз таково, каким можно его себе представить с точки зрения кибернетики (я даже писал работу на эту тему) - как эволюционировавшего естесственнного интеллекта. Отличие Бога (Архитектора) матрицы - он сам искусственный, он развивается вслед за людьми и их чувствами. А Бог естесственный - родитель чувств для людей.

Поэтому ещё раз повторюсь - части 2 и 3 - это просто изменение парадигмы. Часть 1 абсоютно самодостаточна - в ней нет места Творцу. Только люди и машины. Части 2 и 3 усложняют строение мира и меняют парадигму (и лишают сюжет банальности), появляется суперпрограмма Творец-экспериментатор и вопросы взаимоотношения с Творцом, вопросы свободы и самостоятельности. А люди уравниваются с программами, т.е. с самими машинами, но сохранившими чувства. И навстречу этому - программы, приобретшие чувства.
03 февраля 2011, 20:03
№ 15В масонстве сатана называется великим архитектором
14.10.2004 [19:07]
В масонстве сатана называется великим архитектором. Именно поэтому их символика изобилует строительными инструментами. Есть предание, что по благословению Бога люцифер сотворил мир земной. И потому так возгордился. Не поэтому ли Господь говорит, что Царство Его не от мира сего? Зная это, легче проникнуть в суть образов фильма «Матрица»…
священник Андрей Иванцев
03 февраля 2011, 20:05
№ 16  
====
Комментарии со старого адреса статьи:
====

Автор - АСТ:
19.10.2004 [11:53]
На все Ваши комментарии можно ответить одной фразой Довженко (цитирую по памяти, так что не обессудьте): "Когда двое смотрят в лужу, один видит грязь, другой звезды".

Автор - Семинарист:
21.01.2005 [10:42]
Горе священникам-соблазнителям!

Автор - stiv:
22.02.2005 [15:20]
По-моему, все споры по поводу направленности фильма просто бессмысленны. Путь спасения для каждого индивидуален, хоть средства, которые дает нам Святая Православная Церковь, и общие для всех. Эта индивидуальность начинается уже с момента прихода человека к Богу, т.к. совершенно неисповедимы пути Господа, которыми Он призывает человека к Себе. Потому и укрепление в вере у каждого свое. Если фильм поспособствовал этому (укреплению), то это же благо. Нужно быть просто предельно внимательным духовно и не переступить той грани, где уже начинается "свое видение" Евангелия и мира духовного. А вообще просто лишний раз убедился в том, как премудро Господь направляет зло во благо же самому человеку (т.е. изначально никак не связанный с Православием фильм на укрепление веры)

Автор - I am:
05.07.2005 [12:53]
Много времени прошло с момента последнего комментария, но прочитав статью, не могу оставить ее без внимания. Во-первых, на сайт я попала совершенно "случайно" (в кавычках, т.к. случайностей не бывает, все в руках Бога - я увидела ссылку в католическом журнале и решила посмотреть, что здесь есть), во-вторых, я очень рада, что зашла сюда, т.к. увидела и прочитала много чего интересного и полезного для себя. Я сама католичка, но не считаю это препятствием для углубления своей веры на этом сайте.
И я очень согласна со Stiv -

>премудро Господь направляет зло во благо же самому человеку

Говоря о Матрице и вообще о жизни - это правда.

Хотя я сама была очень удивлена подобной интерпретацией Матрицы, но как здорово все получается!! Почему бы и не рассматривать ее с такой точки зрения?? Хотя многие оставляли жутко негативные комментарии, я думаю, что если хотя бы один человек укрепил свою веру, читая статью - это уже очень хорошо!!! :) А может, кого-то такой взгляд заставит хотя бы задуматься о Боге, хотя бы маленькое зернышко в его душе останется...

А еще я была приятно удивлена тем, что православные священники (простите меня, если что не так говорю) тоже идут к молодежи, объясняя все доступным языком и ориентируясь на их интересы, через которые приводят к Богу. До этого я считала, что православная Церковь более...гм...ортодоксальная что ли. Видела, как "наши" католические отцы просто и доступно общаются с молодежью и детьми и не видела этого в православии... А теперь я рада, что это есть. И поэтому говорю большое спасибо о.Вадиму за его веру и за его слова...
С Богом!!

Автор - Alekksia:
12.12.2005 [18:31]
Зашла случайно и тоже хочется высказато свою точку зрения. Мне кажется, что не нужно один в один отождествлять Матрицу со Священным писанием. Да, какие-то элементы есть, но сходство лишь в идеях борьбы добра и зла, свободы, выбора и ответственности, веры, а в остальном как есть. так и есть.

На мой взгляд все три части как раз составляют одно неразрывное целое, общий смысл и общая линия. Главная идея раскрывается именно в третьей части. Это идея возможности мира и понимания между совершенно разными, казалось бы чуждыми мирами, идея единства разума вне зависимости от форм проявления.

Не случайно показана параллельно жизнь людей, машин и программ. Миров, которые уже много лет существуют и развиваются независимо. В начале кажется, что итогом будет либо победа людей над машинами, показ нашего величия и полный ОК, или машины наоборот окончательно нас заколбасят, как обычно бывает в подобных сюжетах. Но в третьей части начинаешь понимать, что возможет и третий вариант, именно он по моему мнению сделал фильм действительно хорошим и философским.

К добру и миру через разум. Мы осознаем самое лучшее, через эмоции, но способны ли мы понять? Матрица предлагает вариант – можно. Это всеобщие законы, к которым все равно должен прийти динамично развивающийся, эволюционирующий разум.

Когда Нео находится на вокзале между двух миров встречает программу маленькой девочки и их родителей. Они стремятся вывезти и спрятать свою дочь. Отец просто светится счастьем говоря о своей дочери «на что вы способны пойти ради любви» спрашивает он у Нео, который явно удивлен, что программа говорит о любви, ведь машинам не ведомы эмоции…… «любовь для нас не эмоция, это связь субъектов». Возможно, что после этой встречи Нео стал понимать, что мир машин не так уж далек и чужд от нашего, что мы могли бы понять труг друга. Слова последней встречи с Пифией «я хочу того же что и ты – мира».

Нео понимал огромную опасность которая нависла над уже обоими мирами в лице преобразованного агента Смита, который превращал всех в себе подобных. Весьма понятны слова Смита который сравнивает человека с вирусом, который стремится захватить все. Разве в этом нет доли истины? И в матрице человеку не сидится спокойно, хочет ее разрушить, захватить, переделать под себя. Слова «я боюсь подхватить от вас эту заразу» как пророчество. Смит и Нео как два возможных варианта решения одной и той же задачи, но с разных позиций, Нео стремился победить матрицу не ради себя, а для всеобщего блага. Разница в эгоистичном подходе.

В итоге Нео отправляется в город машин, чтобы уничтожить это зло, видимо не зная еще точно как он это сделает. Сильнее Смита Нео бил лишь в одном, он был готов пожертвовать собой. Смиту это было совершенно не понятно, он не мог это предвидеть, просчитать потому и проиграл. После этого машины решили сохранить род человеческий поскольку, как уже было замечено, ценят и уважают в себе силу интеллекта. Поскольку сами развиваются и стремятся понять и объяснить мир вокруг, найти решения необычных уравнений.

Мир, это третий вариант, и единственный вариант победы добра. Победы человека, который доказал, что не вирус, стремящийся к разрушению а созидатель, способный отдать этому всего себя и свою жизнь, это поняли все, и люди и машины.
Zavet.ru
03 февраля 2011, 20:07
№ 17Вадим, вы пытаетесь перенести Евангелие на сжет фильма
07.07.2006 [13:36]
Вадим, вы пытаетесь перенести Евангелие на сжет фильма. Показать взаимоотношения Бога и человека сквозь призму голливудского экшена - это, согласитель, просто нельзя. Каким образом в одном персонаже усматривается Христос и человек, которого надлежит спасти? Разве Христос согрешил? Никак! С чего вы взяли, что Бог - Святая Троица - и грешник могут свободно общаться, на одном уровне восприятия - человеческом? В одной ипостаси? Это как - через принятия пилюль - "вкусите-и станете"? Откуда такие сравнения песонажей Нео и Аслана - со Христом? Как это у вас "это образ Христа"?! У Христа ОДИН образ. У православных ОДИН Христос. Никто не сравниться с НИМ. Если какие-то персонажи и несут смысловую нагрузку саможертвования, то это ещё не предпосылка проводить такие тире, как между жизнью и смертью (как это у вас сказано).
Взаимоотношения Бога и человека - не результат, а процес. Пока жив - борись. Нет на земле конечного результата этой борьбы, а только в Небесном Царствии. И даже святые моляться, прося за нас. И Господь неутомим в борьбе.
Если помните, в Ветхом Завете говориться, что люди выливали из металла и чеканили из дерева богов, которые в сущности не боги и поклонялись им. И это после того, что сделал для них Живой Господь - вывел из рабства. Теперь - во времена совершения Божьих обетов и Нового Завета мы видим другую мерзость. Если в прежние времена люди поклонялись делам рук своих - идолам астартам (звёздам), то теперь - поклонение чужим делам - делам "голливудских свёзд" - астартам новой "кадильной дубравы" (голливуд - в пер. с англ. - святой лес, а э стар - звезда). Поклонение образу жизни и мышления людей, которые имеют ЗЕМНУЮ греховную славу ("ваша слава в сраме" - как написано).
А Евангелие найти в мерзости невозможно. Потому что оно свято.
vlada
03 февраля 2011, 20:10
№ 18Никому не удалось полностью адекватно интерпритировать этот
21.11.2006 [09:54]
Никому не удалось полностью адекватно интерпритировать этот фильм. Сами Вачовски за это не берутя. Матрица не учит не добру и не злу. Но понятно одно - смысл фильма определяется в нашей голове. Лично мне удобней воспринимать христианскую интерпритацию фильма т.к. я христианин. Глупо критиковать священиков, которые видят в фильме добро, ведь они поступают как истинные миссионеры. Для тех кто вообще не понял этот фильм статья семчука может стать призывом жить правидно. Сцнаристы фильма лишь напоминают, что материя не есть единственное реальное. Плюс ко всему приплюсовываются спецэффекты, библейские цитыты и всякие умные мысли для большего эффекта. Выводы делаать нам! Очень глупо утверждать, что матрица учит злу. Спрашивается кого она учит? Обыкновенная молодежь так ничего и не поймет а интеликтуалы на зло не повидутся. Поэтому я согласен с мнением Кураева, что матрица это стратегический союзник церкви. Настоящий христианин почти в любом американском фильме может найти нравственность. Так например в вильме ужасов "Пила 3" явно говорится о том, что насилие пораждает насилие и надо уметь прощать. Здесь тоже все завичит от нас - либо выйти из кинотеатра под впечатлением от сцен насилия с желанием пустить кровь либо просто пережить катарсис. Поэтому и Матрица ничему плохому учить не может.
amerikanec
03 февраля 2011, 20:11
№ 19«Матрица» явление знаковое
04.12.2006 [17:29]
На фоне кажущегося бескрайним библейского болота появление на экранах мира в конце ХХ века фильма “Матрица” — явление знаковое и по-своему необычное, поскольку представляет собой во многом успешную попытку вырваться из плена библейских ответов на жизненные вопросы. Эти ответы были сформулированы несколько тысяч лет тому назад “жреческой” иерархией древнего Египта в ходе развертывания ею Библейского проекта порабощения всего человечества и установления своей глобальной безраздельной демонической власти на основе программирования психики людей ложным вероучением. На обсуждение этого вероучения, по крайней мере последние две тысячи лет, были наложены разнородные гласные и негласные “табу” и, прежде всего, на Западе, ставшем цитаделью, из которой это рабство совершало набеги на окрестные народы.

Фильм же “Матрица” нарушил это “табу”. Хотя и не прямо, а опосредованно он затрагивает проблемы, являющиеся ключевыми для разрешения кризиса развития технократической античеловечной нынешней цивилизации, подводя зрителей к вопросам: в чём смысл их жизни на Земле? почему культура человечества ущербна и ведет его к военному или экологическому самоубийству? хотят ли люди и впредь быть заложниками и невольниками порожденных ими машин, тем более после создания искусственного интеллекта? каковы могут быть варианты спасения? каковы истинные отношения человека с Богом, Спасителем и сатаной. Для западного кинематографа обращение к этой тематике, актуальной для жизни каждого человека и всего человечества — исключительно редкое явление. Возможно поэтому фильм столь популярен во всем мире, но его популярность — своеобразное доказательство того, что сформулированные нами выше вопросы волнуют даже тех, кто не склонен к осознанному обсуждению их в определенной лексике.
yjy
03 февраля 2011, 20:12
№ 20не хотят видеть в боевике философию
08.01.2007 [04:04]
1) Прежде всего я не понимаю людей, которые не хотят видеть в боевике философию. Мне кажется, что хороший фильм и отличается наличием философских мыслей от пустой стрелялки, после которой только и думаешь: "какая драка там была!". Даже до прочтения этой статьи было заметно присутствие философских мотивов: проблемы выбора, предопределенности (чего стоит хотя бы эпизод с вазой), борьбы добра и зла.
2) Теперь несколько слов Юрию. Если Морфеус сатана и разрушитель, то получается, что Смит - это олицетворение самого Бога? Но Смит во второй части научился порабощать души людей, которые не могут ему бороться. А не является ли это порабощение тем, что делают греховные страсти с человеком? Смит лешает человека выбора. А разве Бог не дает каждую минуту человеку право выбора? Морфеус как раз следует этому и дает Нео право выбора: или оказаться в этом будущем, или проснуться как не в чем не бывало, думая, что все произошедшее - лишь страшный сон. Если вы называете подземелье преисподнией, то кто тогда люди? Разве не создания Божьи? По-вашему, получается, что мир машин - это именно правильный мир. Тогда почему, когда Нео с Тринити попадают в этот мир, они видит мощные облака над собой? Чего-то не очень похоже на правидный мир (по крайней мере на образном уровне)...А когда они поднимаются над грозовым фронтом и видят ясное небо, все "охотники" сваливаются с их корабля. Также вы рассматриваете подземелье, где летает "Навухудоносор" преисподнией? А это разве не образ нравственного пути человека? А "кальмаров" разве нельзя рассматривать как сатанинские силы, которые пытаются человека увести от истинного пути? Разве не труден путь человека к спасению?
А кто тогда люди? Разве не создания Божьи? А Морфеус разве не борится за счастье людей?
3) Этот фильм я могу назвать лучшим американским фильмом, который я видел. Также редкий наш фильм может сравниться с "Матрицей".
4) В конце хотел бы выразить огромную благодарность за эту статью.
ilya o
03 февраля 2011, 20:13
№ 21Не мечите бисер перед критиками
15.02.2007 [00:52]
"Должен извиниться, но моя статья не православно-популярная. Она миссионерская. То есть рассчитана на людей нецерковных или для работы с нецерковными людьми."

ИМХО начали заздравие, кончили за упокой. Не мечите бисер перед критиками, вы написали очень хорошую статью. Мне понравилась идея, что нужно видеть проявеления Бога во всём и учиться из этого. Думаю, те, кто считает, что Бог к ним спустится со справкой с печатями в их ударных ночных камланиях, ошибаются. Как говорится, правда приходит скромно и незаметно, поэтому в камланиях вряд ли приходит, чтобы человек не повредился разумом. :)
В вашем втором посте не понравилось, что "правда" должна быть в экспортном варианте (для невотсерьковленных) и для внутреннего пользования. Тем самым считается, что "невоцерковленные" глупее, их нужно неразумных воспитывать. Это возвышение над людьми и даже ленивый обвинит в этом миссионера.

"Например, можно просто сказать: "Блудить нельзя! Это страшный грех. За это грешники будут кипеть вечно в аду. Это нарушение заповеди, которую дал Бог пророку Моисею". А можно сказать иначе: "Знаете почему любящие супруги называют один одного "моя половинка"? Это еще от Адама и Евы идет. Ева взята из части Адама"

потому что первая фраза может ввести в уныние (во всех конфессиях считающийся большой неприятностью). Блуд, мысли о блуде и т.п. приятны человеку. Если бы не были приятны, он бы этого не делал. Наверное, они нужны, чтобы человек сам свободно делал выбор. Если же стращать "это грех", то это значит идти против Бога - пытаясь грубо менять его творение. Поэтому тех, кто так делает, например, проповедует "пьянство зло, вы скот, за блуд вам гореть вечным огнем" сжигают как недавно одного сельского священника. Фактически отступают даже от правил установленных опытным путем в православии - не вмешиваться в мирские дела.
Поэтому если говорить "Это страшный грех. За это грешники будут кипеть вечно в аду. Это нарушение заповеди, которую дал Бог пророку Моисею" то правды тут мало. Например, во времена Моисея не было греха (была ошибка, преступление и бунт); ада в те времена тоже "не было", он появился позже и по нему есть расхождения в конфессиях. Можно даже провести аналогию: попытка добавить к заповеди "от себя, для убедительности" это то, что по разным толкованиям сделала Ева в беседе со зьмием: "если мы коснемся дерева, мы умрем". На отсебятине она и погорела "смотри, ты коснулась дерева и не умерла". Была дана заповедь "не прелюбодействуй", т.е. не спи с замужней женщиной и всё. Если что-то больше ("да, нет, остальное от лукавого"), то тут же миссионера ловят на противоречиях и его речи никакой убедительности не имеют. Именно в этом (ИМХО) проблема, а не в том, что с мирянами надо аки с детишками несмышлеными или что слово Божие перед мирянами пасует.

"зато в глазах ребят появится что-то такое, от чего сердце начинает радоваться: "Слава Богу! Задумались"

тут же появляется радость, которой кормится собственное тщестлавие. Сколько ни молиться, оно будет этим кормиться. Лучше делать свою работу, а ее плоды оставлять Богу или просто их не касаться. Замечаю такое умиление у многих рьяных верующих, особенно женщин. Причина та же - желание хоть как то возвыситься над ближними. На молитвы Бог не отвечает (благодатное настроение не посылает), вот и пытаются так подкормиться. Распознать просто - вечно недовольны жизнью с потугами на "исправление мира".

"Мои критики верно подметили, что непредубежденный зритель, смотря "Матрицу", легко может уйти в запредельные горизонты, подальше от Бога"

дьявол тоже большой критик Бога во всех конфессиях. Бороться с ним (аналогией, проявлением) просто - посылать критиков нах и не бояться.
Критикуют из зависти - сами так писать не могут, могут сидеть и нииичего не делать; из гордыни - считать людей не такими просветленными как они. У многих "воцерковленных" идея фикс - возвыситься над священником - поучить его как надо служить Богу. Наблюдал, что такое критикантсво заканчивается отходом от христианства и верой в "русских богов". Здесь как раз есть пример поста про "Египет" - это пример.

"многие критические замечания объясняются невнимательным чтением статьи. Пифия — не гадалка, а СИМВОЛ познания воли Божией"

можно более прямо: в Библии есть указание не гадать и тут же указание смотреть на знаки..

"Фильмов о Иисусе много, но популярны ли они среди подростков?"

более новые поколения более умные и то, что цепляло стариков, перестает цеплять молодежь, потому что глупость и лубочные расчеты более явно выпирают. Есть неплохие фильмы, я их смотрел. Для детей хороший и нейтральный (без фарисейских морализаторств) мультфильм "Летающий дом/Суперкнига".
sungam
03 февраля 2011, 20:14
№ 22Автор Проснись или хватит парить людям мозг!
14.11.2008 [03:39]
Автор Проснись или хватит парить людям мозг! Бога нет и это истина! Религия это как раз таки система о которой в фильме рассказывается.Эта система придумана и призвана чтобы управлять людьми. Харэ пихать свое религиозное фуфло. Греческую мифологию и православие уже скрестили чтоль? Матрица это фильм о реальной жизни, где все люди РАБЫ. Рабы своих стереотипов,которые закладываются с детства в ваш мозг, рабы религии, рабы денег, рабы власти (спросите как имея власть можно быть рабом, объясняю: свободу дает лишь абсолютная власть, а власть которую вы можете получить будет лишь ограниченной, и вы станете системой контроля такой же как религия). Этот фильм призван как раз таки освободить разум от этого хлама(религия, понятия навязанные кем-то, законы и т.д) и стать свободными . Наша жизнь это очень сложная система контроля которая умет создавать более мелкие системы контроля, могу назвать это даже пирамидой. Могу обьяснить даже то что в фильме есть нечто связанное с религией, это всё для того чтобы вы увидели этот фильм, иначе он не обошёл бы систему контроля которая отсеивает неугодные фильмы. ФИльм был выпущен в самой недемократичной стране, но был выпущен именно в ней потому что самые кассовое кино производится именно там. Да да я говорю про США. Могу объяснить почему США и демократия понятия несовместимые, но делать этого не буду так как не люблю долго бренькать по клаве. Нас размножают, используют в войнах убивают и т.д. ради одной цели чтобы всю планету и разум каждого человека сделать подконтрольным. В фильме при встрече с создателем матрицы, Создатель обьясняет что не смог избежать появления анамалий(Избранных, таких как Нео), решил вопрос проще создал системы контроля которые приведут его к источнику и он как бы делает выбор, на самом деле не имея его.
Вы спросите кто стоит за системами контроля в реальной жизни, скажу так: те о ком мы не знаем. Я вам дам ссылку на один фильм, смотрите и делайте выводы.
Задумайтесь от чего вы зависите,что прочно сидит в вашей голове, и что вам на самом деле нужно от жизни, родить детей в рабстве или свободными?, ВЫБОР ДЕЛАТЬ ВАМ! Добро пожаловать в Матрицу!
Думаю мой пост сотрёт системка контроля, так как я анамалия: мною завлодел сатана или как там ево демон, а может люцифер, надеюсь что хоть кто-то успеет прочитать.
Вот ссылка на фильм: http://uletno.info/document...
Называется "дух времени"
Не буду ничего обьяснять больше, потому что именно процесс осознания и изучения, процесс мышления это самое дорогое что у нас есть на данный момент! Каждый должен стать учёным и пройти путь сам.
П.С. Ничего нет идеального и любую систему можно сломать или обойти, и сам выход фильма это подтверждает.

14.11.2008 [03:49]
Фильм "Матрица" сделан красиво и кассово. Первая часть не раскрывает истины а только прокладывает дорогу второй и третьей. Это самый лучший и гениальнейший фильм созданный человеком, посмотрю ка я еще прямо сейчас в тыщупятисотый раз =)

14.11.2008 [03:51]
ВАчёвски ничего не коментеруют так как смысл пройти путь самому - это очень важно!

14.11.2008 [04:05]
Игорь прочитал твои посты и хочу кое что ответить.
На любви как раз сделан акцент для того чтобы показать чем программа отличаестя от человека. По сути нас окружают программы а не люди делающие несуществующий выбор, но есть чувство которое которое отличает человека от программы. Кто испытывал любовь поймут меня, это не связь двух субъектов, это великая сила которая победила Смита.
GOD
03 февраля 2011, 20:15
№ 23Про создателей фильма - Вачовски
30.06.2009 [22:29]
Чтобы понять «Матрицу», посмотрите хотя бы на то, как выглядят создатели фильма - эти братья Вачовски…
КИБЕРПАНК... невышедшие из подросткового возраста этакие умники-раздолбаи.. Что могло лечь в основу их мировоззрения?

1)Буддисткие концепции, ставшие очень популярными в Америке в 20 веке. Возьмём того же Киану Ривза, который даже участвовал в создании серии фильмов-лекций о буддизме.
• Мир - иллюзия, те, кто отправлялся в матрицу, словно видели сон, которым могли управлять с разной силой: Нео, став избранным, обрёл огромную силу управления реальностью матрицы.
• прозрение (Нео стали не нужны глаза, чтобы видеть всё так, как оно есть на самом деле)
• человек-воин, встречающий препятствия на пути к самопознанию… Смит – олицетворение эгоизма: главной проблемы, делающей человека несчастным. Он – пустота, нигилизм, приводящий не к просветлению, а бездуховности. Последняя битва Нео и Смита: Смит спрашивает, зачем Нео борется; в чём его предназначение; убеждает, что любовь, идеалы – иллюзия...
Все эти вопросы – сущность человека… И поэтому, убить Смита, можно только умерев самому.
• Зион – 2-ая матрица… Эти Вачовски - адские нигелисты…

2)Мотивы христианства: самоотверженный мессия Нео-Иисус, Тринити (Троица), Зион (Сион). И что касается Зиона… Он скорее похож на Зион растафари, чем еврейский Иерусалим. Помните того дрэдлока (оператора на корабле Морфеуса)? Вспомните праздник в Зионе, их танцы… и агента Смита – порождение Вавилона – Нью-Йорка с его многоэтажками – Вавилоскими башнями.

3) В первом фильме трилогии в самом начале Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Я сама лично не знакома с этой книгой, но про неё сказано, что в ней изложена «популярная критическая теория, пытающаяся объяснить где «реальность», а где «Симулякры и симуляция»». Вобщем-то, по всей видимости, это современная вариация на тему иллюзорности мира, в котором живёт человек.

«Матрица» оставляет ощущение неразрешённости и смятения… Так бывает всегда, когда человек пытается ответить на вечные философские вопросы об устройстве мира и месте человека в нём.
marginal
Адрес заметки: http://www.zavet.ru/a/post_1078492785.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. При указании автором комментария сана, титула и т.п. (напр., священник, диакон) также следует указать адрес места службы, телефон и др. информацию по которой можно проверить достоверность титула. Иначе комментарий не будет принят или будет удален титул.
2. Все поля формы обязательны для заполнения.
3. Email в комментарии не будет опубликован.
4. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
5. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:




E-mail подписка: