Игольное ушко для «верблюда»
Автор: Родион Часовников.
Все мы слышали выражение: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное». Многие из нас знают, что это не просто древняя пословица, а евангельские слова (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25).
Некоторые толкователи полагают, что разницу размеров можно несколько сократить. Так, одни утверждают, что под «игольным ушком» следует понимать узкие ворота Иерусалима, через которые не мог пройти груженый верблюд. Другие считают, что вместо слова «верблюд», в правильном переводе будут слова: «толстая веревка» или «канат». Мы непременно хотим сохранить хоть какую-то надежду или иллюзию, что можно проскочить, обойти неудобные законы и закономерности. «Ну, может быть «поднапрячься» и «втиснемся», может быть все не так строго и фатально…»
Автор статьи ни в коем случае не возражает против толкования библейских текстов с учетом исторических реалий и научных данных. Но даже с приведенными оговорками и вариантами толкований суть остается неименной: достижение богатства, как правило, сопряжено с поступками хищными, нечестными, немилосердными. Привязанность к богатству и роскоши, чаще всего, убивает в человеке духовную жизнь, нравственный стержень, сострадание, стремление к идеалу… Может быть существуют исключения, но мы сейчас говорим о том, что больше распространено и подтверждается бесчисленными примерами истории и нашей жизни.
Одним из тех, кто неправедно наживал свое состояние, считался среди иудеев апостол и евангелист Матфей – прежде своего апостольства, в то время, когда не был еще учеником Христовым. Он, как известно, был тогда мытарем, то есть сборщиком податей. Как и все завоеванные римлянами земли, Иудея была обложена податью в пользу Рима. Мытари собирали эту дань, а нередко ради своего обогащения взимали с народа много больше, чем положено, пользуясь защитой властей. Мытарей воспринимали как грабителей, людей бессердечных и алчных, презренных агентов (из среды евреев) враждебной языческой власти.
Не принято было садиться за один стол с мытарем, как не принято было делить трапезу с самыми нечестивыми и грешными людьми, изгоями общества. В современном мире все иначе: многие почтут за честь разделить трапезу с теми, кто неправедно обогатился, особенно если эти богатства несметны. А часто ли кто-то за такой трапезой напомнит владельцу большого состояния о совести, о милосердии? Только не нужно путать с милосердием пошлые игры в «благотворительность», когда какая-нибудь персона летит на личном самолете в обществе журналистов и операторов «решать» «проблемы» африканских беженцев, или когда сто миллионеров вместе много лет восстанавливают один храм, который первоначально был построен на скромные пожертвования простых людей.
Но редко, кто из наших современников присядет за стол олигарха, чтобы призвать его к перемене пути, чтобы напомнить ему о вечности…
А в те далекие времена, когда люди удивились, увидев Христа в обществе Матфея: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?», Господь ответил:
- Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. С этих пор, Матфей, оставив все свое достояние, пошел за Христом (Евангелие от Луки, гл.5, ст.28).
Итак, Апостол и евангелист Матфей – святой, который прежде своего следования за Христом был жизнью своей связан с деньгами, с суетными и мнимыми благами этого мира. Пожертвовав своим богатством и весьма доходным в те времена промыслом мытаря, он предпочел путь ученика, последователя Христова, - путь смирения, бедности, мученичества. Он выбрал тот путь, который ведет в Горнюю обитель.
Мы не будем сейчас пытаться ответить на вопрос: «может ли человек, не отказавшись от богатства, сохранить прямоту своего пути?» Мы лишь вспомним, что богатства наших современников, нажитые в лихие девяностые, редко окажутся более чистыми, чем те, что собирал мытарь Матфей.
Через выбор апостола Матфея нам открывается образ для понимания – где подлинная цель, а где мнимая, где наше призвание, а где лишь средство для достижения результата.
В наши дни тот, кто многое смог приобрести в материальном плане, часто гордится каким-то превосходством над окружающими. Он уверен, что его умения, или разум, или интуиция гораздо масштабнее, нежели у тех, кто имеет меньше доходов. И такой человек меряет людей по денежному «курсу». Иначе говоря - он выше всех, кто беднее его, и ниже всех, кто его богаче.
Изо дня в день мы сталкиваемся с таким подходом. Сильные мира сего нередко считают его нормальным. Но, бесспорно, это глубоко ущербный подход. И не только потому, что Господь не вменит нам в заслугу наше благосостояние. Важнее другое. Превозносясь над нуждающимися, ощущая себя вершителями их судеб, вольными принимать решения или пренебрегать людьми, распорядители денег перестают видеть за своей игрой и человека и свой шанс на Спасение.
Кому-то в этой жизни достались дачи и дорогие машины, кому-то доброе сердце, кому-то мудрость, кому-то нищета (во испытание, которое тоже нужно пройти достойно).
Но, любое обладание – это, прежде всего, ответственность перед Творцом. Ибо, все, что мы имеем хорошего – это Божий Дар, данный для исполнения нашего призвания. А все, что мы имеем дурного – определенно не повод для гордости.
Каждую попытку отказать в милости надо соотносить с Евангельской Правдой и совестью, а не со своей псевдоправдой. Не со своим циничным «мерилом», настроенным, на отношение к состоятельности, коммерческой или политической целесообразности.
Именно осознание большей ответственности, а не более значительных прав, – нормальная реакция на богатство. Дается оно совсем не для того, чтобы забрать с собой в могилу, или доставить себе максимум удовольствия, или распоряжаться чужой волей по своему произволу...
Еще один важный аспект затронутой проблемы – отношение состоятельного человека, считающего себя православным, к церковной благотворительности.
Вот он решил пожертвовать средства на храм. Увидит ли он, заглянув в свое сердце, что его жертва похожа на лепту евангельской вдовицы. Что он отдал, имея миллионы, – положенную десятину или медный грош. Её копейка была велика – а эти деньги, может быть, не стоят ничего. Но самое главное, – с каким намерением, с какой внутренней целью совершена жертва. Все эти прописные истины, так или иначе, мы слышим на проповедях в храмах, видим в святоотеческих наставлениях, пересказываем друг другу, однако вновь и вновь забываем отнести их на свой счет.
Для чего я жертвую – для того, чтобы помочь возрождению святого места и своей души или для того, чтобы рассказывать знакомым: «это я здесь повесил колокола и позолотил кресты». На какой храм я жертвую – на тот, который более других нуждается, где теплится духовная жизнь, или на тот, где бывает «престижная тусовка»? Забыл я о своем добром деле, или теперь его должны прославлять все живущие ныне и их потомки?
И не переполняет ли сердце непомерная гордыня, когда человек, имея многое, хладнокровно рискует отказать священнику или старушке-старосте или нищему инвалиду в малой просьбе. И разве освободит от ответственности за это перед Господом перечисленный, куда бы то ни было, по произволу своего хотения,- миллиард?
Как мы знаем от святых отцов и по своему скудному опыту, Господь Смотрит на наше намерение, отраженное в самой глубине сердца. И никакое маркетинговое решение не восстановит целостность человека, живущего по двойным стандартам.
Нельзя с понедельника по пятницу быть волком, а на субботу и воскресенье становиться христианином. Нельзя приобретать опыт смирения и послушания, без которых нет христианина, оставаясь своевольным вершителем судеб по ветру собственной головы.
И страшным моментом для «православного» бизнесмена, не знающего смирения, духовной ответственности и простоты, может стать тот день, когда он придет в храм со своей десятиной, а Господь не примет её.
но бабушки - куда уж в любом приходе без них - и прочие "знающие" тут же начнут правильные слова прикладывать на манер, очень уж напоминающий осуждение: вот, пришел тут, миллионами грехи замаливать, да небось просто порисоваться перед знакомыми решил.
как не стоит, наверное, однозначно любого психически больного сразу объявлять святым и блаженным, так и нищету иногда стоит рассмотреть поближе: а отчего он, человек этот, такой нищий? может, он просто ленился уроки в школе делать, потом родители виноваты, что в институт не заставили поступить, а дальше вечно у нас работы не найти, а найдешь - постоянно норовят обмануть с зарплатой.
иногда пообщаешься с такими "праведными", и как-то стыдно становится, что сильный, здоровый, семья молодая, работа интересная и оплачиваемая.
конечно, не надо обижать несчастных наших старушек, и надо поддерживать слабых и больных... но надо стремиться не к этому, а все же к здоровому положению вещей. если живешь в миру, то нужно не глаза закатывать, а крепко стоять на ногах. а то пока один так ударяется в изображение нищеты и убожества, внутренне любуясь на себя, какой он весь, далекий от денег и суеты, другой должен работать "за себя и за того парня", чтоб этого "православного" одеть-обуть, накормить, оплатить ему паломнические поездки и постоянную смену гардероба с "ультра-православного" на "еще более ультра-православный", да еще потом и выслушать от него, своего ближнего, нигде не работающего, что, дескать, вот ты весь во грехах и в суете, с деньгами постоянно дело имеешь, а я чистый, и весь от мира отвергся.
меня преследует ощущение, что человек, живущий в миру, должен все-таки понимать цену деньгам. не зацикливаться на них, но знать: я работал столько-то, получил столько-то, могу помучь тому-то так-то, и это будет за мой счет, а не такая модная у православных болезнь - милосердие за чужой счет
ведь, к сожалению, общество наше совсем без денег жить пока не научилось. и каждую копейку кто-то зарабатывает. поэтому "чужой миллион" пожертвовать может не только описанный в статье "православный бизнесмен", но и благообразного вида некто, нигде не работающий и постоянно попрекающий своих родственников, которые его содержат, - попрекающий именно этим - тем, что они зарабатывают "презренный металл", - и спокойно его расходующий, не зная меры и цены этих денег.
В России полно работы, лени, к сожалению, тоже много. Проще обижаться и хаять более трудолюбивых. Почему я должен стесняться своего дохода и богатства? Я горжусь своим трудом и своим умом и тем что нашел в себе силы оторвать жопу от стула. Я не хожу в церковь и презираю её. Я верю в других богов и духов и я уверен что они помогают только сильным. Какой смысл жертвовать на храм если туда приходят только охать и ахать и ненавидеть богатых? Я не выношу угнетенной атмосферы в российских православных церквях. Очень невнятная и увилистая статья. Как не посмотри, если у тебя деньги - ты безбожник. Не дал денег - плохо, дал денег - тоже плохо. Я сейчас скажу, что перевел меньше месяца назад деньги в приют для бездомных собак, но мне либо не поверят либо скажут что я это сделал чтобы похвастать. Нет, я это сделал чтобы устроить собак которые оказались на улице после сноса частного сектора возле стройки моста для АТЭС (я из Владивостока). Но мне все равно что вы скажете. У меня есть чувство сострадания и чувство справедливости и я плевал на обиженных праведников. И я вижу как живут высшие саны церкви у нас в городе.
Никто не ходит в храм "ненавидеть богатых", а тем более трудолюбивых. Это, кстати, соовсем не одно и то же. И статья не содержит ни грамма этой ненавести. А вот в Ваших рассуждениях именно ненависть, как у революционного матроса, крушащего произведения искусства, святыни и сановников из ярости непонимания. У Вас такая же слепая ярость в адрес Церкви. И эти духи, которым Вы покланяетесь, эту самую ярость, видимо подогревают. Плохие друзья из подземных духов.
Служение Богу-это не работа,за которую берут деньги. Это образ жизни, христианский путь жизни. Каждый из служителей Христа работали и имели на пропитание (Павел шил палатки), все христиане в собраниях в 1 веке-работали (принцип- "Кто не работает,тот не ест").
"...придет в храм со своей десятиной, а Господь не примет её."
Мне кажется не то страшно, что "Господь не примет её" (да и нужна ли Господу его десятина?..) А то, что он дорогу не найдёт.
Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:
- 177 Детское своеволие. Своя ли воля?
- 169 Александр Солженицын: Не гонитесь за призрачным
- 122 Рецепты православной кухни
- 117 Верую, ибо абсурдно. К истории одной ложной цитаты
- 104 Свой крест
- 103 Похищение буквы Ё
- 99 «Щенок» - художественный фильм
- 97 Сказка про девочку Выгоду
- 94 «Со своей колокольни»: сборник колокольных партитур
- 90 Современные сказки о Луне