ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Сергей Ганьковский: на реках Вавилонских

о. Сергей Ганьковский Свящ. Сергей Ганьковский, проповедь в Неделю о блудном сыне, 11.02.2001.
Храм св. Владимира, митр. Киевского в г. Королеве Московской обл.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три раза в году, а сегодня – в первый, – на всенощном бдении поётся грустная песня, песня тоски и печали, песня скорби и горести. Песня изгнания. Мы с вами, живущие под крышей своего дома, мы с вами, корнями своими, могилами предков своих привязанные к этой любимой нами земле, к нашей родной земле, мы можем только догадываться, каково это: быть изгнанником, беженцем, пленником в чужой стране. Мы можем только догадываться, как это горько: смотреть в сторону горизонта, за которым в неведомой дали, “далеко, далеко, где кочуют туманы” – родной дом. И попасть туда, вернуться на родимый порог нет ни сил, ни возможности. И можно только вспоминать, только плакать, только горько сетовать и жаловаться: “На рекaх Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона” (Пс.136.1)

Эту горькую песню пел народ Божий в Вавилонском плену, куда он был уведён неприятелем по попущению Божию за предательство веры Отцов, за отступление от данного Богом Закона. Семьдесят лет длилось это страшное пленение. За это время успели родиться и умереть множество людей, сменились целые поколения, появились на свет новые, никогда прежде не видевшие далёкой родины, ничего не знавшие о ней. Казалось бы, можно и привыкнуть, можно и смириться, можно, наконец, отнестись к чужбине, как к своей новой родине. Однако из года в год, из поколения в поколение передавали матери своим детям эти слова: “Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя” (Пс.136.5.). И этой клятвой верности, этой надеждой на возвращение жил целый народ. Он жил этим и выжил. Народ выжил, чтобы пройти трудный путь возвращения домой, чтобы вернуться и восстановить всё, что было разрушено и утрачено.

Так и сын, предавший своего отца, осквернивший свой дом и заблудившийся в чужой стране, тот самый, о котором повествует притча, рассказанная сегодня нам нашим Богом, однажды изнемог от греха. Распутная жизнь, она ведь в точности такова, как описана в этой притче: хозяин стада свиней, то есть диавол, – хозяин множества насилующих нас грехов, приставил нас ходить за этими своими похотями, за грехами своими, как несчастный блудный сын ходил за свиньями. И точно так же, как грех, обещая море удовольствий, всегда обманывает, всегда оставляет голодным, всегда только манит, но никогда не даёт обещанного, так и хозяин свиного стада, так и диавол, пошлёт тебя пасти своих свиней, но никогда не даст никакой награды за твои труды, никогда не удовлетворит твою похоть. Потому что он – “лжец и отец лжи” (Ин.8.44). Вспомните, как повествует об этом Евангелист Лука: “А тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему” (Лк.15.15,16).

И вот как некогда блудный народ заплакал о грехах своих “на реках Вавилонских”, так и блудный сын, оставивший своего отца, заплакал о далёком, о покинутом им, об осквернённом им доме. Он “встал и пошёл к отцу своему” (Лк.15.20).

И мы с вами – народ, который семьдесят лет блуждал по распутиям, который чуть ли не целый век скитался “на стране далече”, ища истину у самозванных устроителей всеобщего счастья. И мы с вами устали на чужбине, и мы с вами заплакали о покинутом доме нашего Отца Небесного, и мы восскорбели о своём вечном отечестве. Потому мы снова здесь. Потому мы вновь пытаемся “собраться в Церковь” (1.Кор.11.18), собраться вместе, чтобы вместе же и отправиться в далёкий и трудный путь, чтобы вновь и вновь уподобиться Божьему народу и уйти из страны порабощения, из страны пленения греху, в страну надежды и веры, в страну обетованную, в дом нашего Отца.

Подобно блудному сыну, мы понимаем, что наше сыновнее достоинство утрачено нами безвозвратно, подобно этому несчастному, расточившему с блудницами наследие своё, мы надеемся на самую малость: каждый из нас “уже недостоин называться сыном твоим”, каждый из нас просит только о малости: “прими меня в число наемников твоих” (Лк.15.19). Только бы милосердие Божие впустило нас на родной порог, только бы не осталось нашей горькой участью вечное пение скорбных песен на берегу чуждых рек.

Вот почему на грани Великого поста, собирая нас всех в долгую и трудную дорогу покаяния, Святая Церковь напоминает нам пением печальной песни, песни плена и унижения, где мы находимся, в какой трагической оторванности от нашего Вечного Дома, от нашего Бога мы обретаемся, бедные! Вот почему три оставшиеся воскресенья перед покаянной Четыредесятницей эти горестные припевы сопровождают каждое богослужение. Они звучат в наших храмах для того, чтобы и мы, как и блудный сын из евангельской притчи, пришли, наконец, в себя, увидели бы, в конце концов, каких свиней мы пасём, в то время, как столько “наемников у отца моего избыточествуют хлебом” (Лк.15.17).

И вот когда мы будем слушать эту песню изгнания, когда мы будем петь её все вместе, попытаемся понять, что пост – это не просто время пищевых ограничений, но, прежде всего, это путь домой, это возвращение к Богу, это ещё одна попытка стать другими. Такими, каких нас Бог задумал.

Аминь.

См. также:
- Церковный год >> Неделя о блудном сыне

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Валерий Захаров: проповедь в Неделю о блудном сыне

Протоиерей Валерий Захаров, 2001 г.

Одну из подготовительных к Великому посту недель Святая Церковь именует Неделей о блудном сыне. В этот день за Божественной литургией нашему благочестивому вниманию была предложена притча о блудном сыне (Лк. 15;11-32). Слушая эту притчу, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он, истребовав часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силы, чтобы с покаянием вернуться к отцу.

Можно только представить себе этого старца, как он с радостным чувством, со слезами на глазах, увидев издалека фигуру своего заблудшего сына и узнав свою родную плоть, оставляет все и бежит навстречу сыну. И какая совершается трогательная встреча: отец обнимает сына, склоняет свою старческую голову на его плечо и ни слова не дает сказать сыну в оправдание — для него это уже не нужно. Он радуется возвращению младшего сына и хочет поделиться радостью со своим первенцем. Но старший сын, к сожалению, не разделяет ликование отца — гнев, возмущение, обида переполняют его. Как! ведь он никуда не уходил из отчего дома, он в поте лица трудился, и отец никогда не устраивал в его честь такого пира! Нет в нем радости от возвращения родного брата, мнимая праведность снаружи, а внутри — грех, не меньший, чем у брата-блудника, лишь осуждение отца и брата, эгоистическая жалость к себе и отсутствие всяческих родственных чувств. Он упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (ст.29). А отец, пытаясь вразумить его, говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ст. 32). Мы не знаем, вернулся ли в отеческий дом старший сын или так и остался, повернувшись спиной к отцу, не желающим принять своего младшего брата и разделить радость отца. К сожалению, мы не знаем этого, Господь умалчивает об этом. Можно лишь предположить, что, наверное, пришло осознание и к старшему сыну, и он все-таки раскаялся в своем поведении, принял младшего брата и понял своего отца. Иначе не было бы радости на том пире, который устроил отец. А ведь радость была велия!

И вот тут, братья и сестры, нам есть чему поучиться. Не спасет нас мнимая праведность, не спасет нас формальное посещение храма и лишь внешнее исполнение закона, правил и традиций христианства. Посмотрите, старший сын никуда не уходил из отеческого дома, а был не менее грешен, чем его младший брат. И старший сын, который не хочет войти в дом отца, оказывается тоже блудным сыном, исполненным такого самодовольства и самоправедности, какими были исполнены ложные праведники и фарисеи, распинавшие Христа и кричавшие: «Распни, распни Его». Не спасет нас даже постоянное пребывание в храме Божием! Не это главное, а главное то, что дает нам это посещение храма, что дает нам чтение молитвенного правила, что дает нам исполнение церковных традиций? Меняемся ли мы при этом к лучшему или остаемся закосневшими в своей греховной жизни, находясь как бы под колпаком и не желая замечать находящегося рядом человека — его радость, его горе? Имеем ли мы любовь к окружающим нас людям? Но, к сожалению, хоть мы и называемся христианами и призваны Господом к любви: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»(Ин. 13,34), на деле мы более похожи на этого старшего сына, очерствелого в своем эгоизме и мнимой праведности. Внешне мы вроде бы и с Богом, а в то же время часто готовы сказать Ему: «Господи, да я всю жизнь тебе отдал, а Ты что дал мне взамен? Болезни, несчастья, потери, скорби, нестроения!» Как часто мы подобным образом ропщем на Бога…

Пусть же сердцеведец Господь, знающий не только наши дела, но и помышления, не лишит нас благодатного дара сыновства и сознания того, что мы все — дети Отца Небесного. Ибо это сознание всегда будет помогать недостойному стать достойным, неправедному — праведным, заблудшему вернуться на путь правый, пропавшему найтись, погибшему воскреснуть к жизни. Аминь.

См. также:
- Церковный год >> Неделя о блудном сыне

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Проповедь на праздник Сретения Господня

Протоиерей Валерий Захаров, 2001 г.

В этот праздничный день, братья и сестры, Святая Православная Церковь приглашает всех нас разделить радость вместе с Пресвятой Богородицей и праведным Симеоном Богоприимцем: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш…» Такими словами церковного тропаря вчера, сегодня и во все последующие дни попразднства Святая Церковь будет прославлять и величать Пресвятую Деву. Сегодня все мы, разделяя радость Божией Матери и праведного Симеона, вспоминаем то священное событие, которое некогда произошло в Иерусалимском храме.

Из Священного Писания мы знаем, что на 40-й день после рождения Богомладенца Пресвятая Дева вместе с Иосифом Обручником пришли в Иерусалимский храм, чтобы по закону принести туда свое Дитя. Что это за закон, который ныне исполняет Святое семейство? Всем нам необходимо вспомнить, как некогда Господь повелевает угоднику Своему боговидцу Моисею вывести израильский народ из Египта. Те из нас, кто читал Священное Писание, кто знает Священную историю не только Нового, но и Ветхого Завета, тот знает о том, как противился фараон этому повелению Бога и как не желал исполнить то, о чем просил его Моисей. Не внимая тем страшным наказаниям, которые по воле Божией обрушивались на Египет, не вразумлялся фараон и не исполнял просьбы Моисея. Единственно, что заставило все-таки фараона уступить, — это страшная казнь ни в чем не повинных младенцев-первенцев египетских. В одну ночь Ангелом смерти было истреблено несколько тысяч младенцев. Ужаснулся фараон, содрогнулся весь Египет, видя в этом руку Божию, которую невозможно остановить. Только тогда фараон принимает решение отпустить Израиль из Египта. И когда Моисей вел свой народ в землю Обетованную, Господь повелел, чтобы всякий младенец мужского пола, который рождается первым, как собственность Божия, приобретенная кровью египетских первенцев, был посвящен Господу и искуплен у Господа. Вот какой закон исполняла Дева Мария. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен! «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится» (Кондак праздника); приносится, чтобы исполнить «Совет Вышняго, древний, истинный» о спасении человека, открытый человечеству через Пречистую Деву Марию в день светлого Ее Благовещения. И Господь Бог принимает эту единственную жертву «тайную и совершенную» от Сына Своего. Эта жертва была Голгофской жертвой, где на Кресте ради нас и ради нашего спасения Господь закалается для того, чтобы спасти человечество от греха, проклятия и смерти.

Деву Марию с Младенцем Христом на руках и Иосифа Обручника в Иерусалимском храме встретили Симеон Богоприимец и Анна пророчица. Подвигом непрестанного ожидания была жизнь боголюбивого Симеона, который сподобился небесного предвещания, что он не умрет, пока не увидит спасение Израиля — пока не увидит Спасителя, Мессию, Христа, обещанного пророками (см. Лк. 2,26). А получил он это предсказание, когда за 250 лет до пришествия в мир Христа Спасителя вместе с другими переводчиками переводил Священное Писание с еврейского на греческий язык для египетского царя. Ему досталась для перевода книга пророка Исаии — этого ветхозаветного евангелиста, который очень много пророчествовал об Иисусе Христе. Переводя то место, где Исаия говорил, что «Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Еманнуил, что означает с нами Бог» (Ис. 7,14), праведный Симеон подумал, что, по всей видимости, в текст вкралась ошибка, — не может дева родить, и если рождает, то рождает женщина — жена. Он стирает слово «дева» и хочет вписать туда слово «жена», и в этот самый момент Ангел Божий берет за руку Симеона и повелевает ему не делать этого исправления. Истина, о которой говорил пророк Исаия, действительно исполнится, и он, Симеон, явится свидетелем ее исполнения и не умрет до тех пор, пока не сбудется написанное.

Несказанной радостью исполнилось сердце старца Симеона, когда он увидел долгожданного Спасителя мира. Однако же, каким зорким зрением нужно было обладать, чтобы узнать в крохотном Младенце обетованное Солнце Правды, Искупителя всех народов! Симеон был очень стар, телесные очи его ослабели, но незамутненным оставался его духовный взор, потому что в чистоте и смирении проводил он всю свою необычайно долгую жизнь, исполненную любви и доверия ко Господу. Какой поучительный для нас урок! К сожалению, не только физическое, но и зрение нашей души сильно притуплено, мы подчас не замечаем рядом с собой Бога. Кто-то может сказать, что он много делает в своей жизни, чтобы встретить Бога и познать Его. Но здесь, братья и сестры, мы должны обратить внимание на следующий момент. Почему Симеон увидел в Младенце, принесенном в храм, Христа Спасителя? Да потому, что он был праведен в своей жизни, чист сердцем, — он был святой. Мы часто говорим, что нет больше подвига, чем смерть за Христа. Это правильно, и не случайно Церковь так прославляет святых мучеников. А когда вглядываешься в образ святого Симеона, то видишь здесь другой подвиг, совершенный этим человеком: он жил Христа ради, он жил ожиданием встречи со Христом. Вот мы иногда говорим: «Дай, Господи, мне пожить подольше». И самым лучшим пожеланием друг другу является пожелание долгих лет жизни. Но человек не может жить долго и, прежде всего, в силу своих грехов. Болезни, скорби, беды, искушения одолевают человека, и под тяжестью этого груза, он не выдерживает. Многие из нас слышали от некоторых людей, что они устали жить и просят у Бога смерти, потому что слишком истосковалась душа, и болеет тело: «Возьми, Господи, меня скорее из этой земной, плачевной юдоли!» Но нет этих слов в жизни праведного Симеона, а он живет не 60, не 160, не 260, а 360 лет, и, конечно, болезни, старческая немощь одолевали его. Но нет в нем ропота, а есть желание жизни ради Христа. И это тоже урок для нас, особенно для тех, кто начинает тяготиться этой жизнью.

Есть и еще замечательный урок, который все мы должны извлечь из сегодняшнего праздничного дня. Святые отцы свидетельствуют о том, что невозможна наша встреча с Богом в загробном мире, если эта встреча не произошла здесь, на земле. Значит, я должен приложить все зависящие от меня усилия, чтобы эта встреча произошла в моей земной жизни. И Господь сделал для этого все возможное. Где-то в глубине души мы, наверное, завидуем праведному Симеону, что на закате жизни он все-таки встретился с Господом нашим Иисусом Христом и даже держал Его на своих руках. Вот бы нам так! Вот бы мне оказаться тогда в Иерусалимском храме!… Тем не менее, мы, нынешние христиане, последователи нашего Спасителя, сыны и дочери нашей Святой Церкви, гораздо счастливее праведного Симеона и Анны пророчицы. Да, святой старец держал в своих руках Младенца Христа, а каждому из нас, верующих людей, дана возможность не однажды и не только в храме встретить Христа, но и на всяком месте нашего земного бытия. Нам дана возможность иметь Христа в своем сердце, и это намного важнее. И Господь обращается к каждому из нас, говоря: «Чадо! отдай сердце твое мне!» (Притч. 23,26). Он всегда ищет человеческое сердце, идет к нему навстречу. И нам следует спешить к Нему и в радости, и в горе. В радости реже — в горе чаще мы прибегаем к Спасителю. Господь приходит — и тяжесть креста житейского облегчается. В дни суровой действительности, когда жизнь преподносит нам испытания, нужно устремляться к Нему: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,15), ибо «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс. 144,18). Наиболее важным местом наших встреч с Господом является храм Божий. Здесь в каждом Таинстве и в каждой молитве происходит радостная богочеловеческая и человекобожеская встреча. Таинство Крещения омывает первородный грех и открывает перед человеком двери Церкви, человек становится христианином, носителем имени Христа.

В таинстве Миропомазания подаются благодатные силы, чтобы имя Христово человек пронес достойно, высоко и свято. Но, к сожалению, не получается это у нас, нет в нашей жизни высоты и святости. И тогда Церковь дает нам другое Таинство — через покаяние человек имеет возможность, как в «бане пакибытия», омыть свои грехи и вновь с достоинством нести имя Христа. А всмотримся в другое Таинство, которое только что совершалось за Божественной литургией, — святую Евхаристию. Что это, как не моя встреча со Христом? И не просто встреча — я принимаю внутрь самого себя Христа через то причастие, которое мне подается под видом хлеба и вина. А другие Таинства? Таинство Брака освящает нашу семью. Таинство Елеосвящения позволяет нам испрашивать у Бога исцеления души и тела. Какие благодатные возможности дает людям Церковь Христова! Но большинство людей очень редко пользуется этими возможностями (а многие и совсем не пользуются, к сожалению). Мы не спешим к этой встрече с Богом! Нам кажется, что встреча с Богом наложит некоторые ограничения на нашу свободу, и я не смогу совершать всего того, что мне бы хотелось. А так мне хочется получить все блага здесь, на земле, и не ждать, когда там еще наступит вечное блаженство (да и наступит ли оно еще — я не знаю), и трудиться ради этого, отказывая себе во всем, не желаю! И получается, что в такой замечательный праздник в наших православных храмах очень мало людей. В нашем городе — 10 храмов, и пусть в каждом из них — по такой же горсточке верующих, а на полутора миллионный город десять горсточек — это очень и очень мало. «Огрубело сердце народа сего… и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 10). Не хотят люди встречаться с Богом! И это страшно, потому что, не встретившись с Богом в этой жизни, человек не может надеяться на встречу с Ним после своей физической смерти — в жизни будущего века. А если мы не сможем с Ним встретиться там, то, что нас ожидает? Место, где Бога не будет. А это место именуется адом. Так неужели к этому месту готовит себя человечество? Страшно подумать об этом! Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа вновь и вновь напоминает нам об этом. Необходимо нам так же задуматься над тем, что наша встреча с Богом происходит при совершении любого доброго дела. На Страшном суде стоящим одесную скажет Господь: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим, и напоили?… И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25; 35- 40). И если мы так будем жить, если в каждом человеке мы постараемся увидеть Бога, независимо от того, кем является этот человек, тогда действительно, мы не только достойно исполним свой христианский долг и свои обязанности, но и произойдет встреча Творца с тварью, Бога с человеком.

Вот о чем всем нам вновь и вновь сегодня напоминает Святая Христова Православная Церковь. Дай Бог, братья и сестры, чтобы однажды, встретившись со своим Богом в таинстве Крещения, каждый из нас не расставался с Ним во все дни своей земной жизни и в жизни будущего века. «Как лань желает к потокам воды, так желает моя душа к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41; 2,3). Помолимся об этом Господу нашему Иисусу Христу. Помолимся Царице Небесной, праведному Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, чтобы их молитвами, заступничеством и предстательством Господь помог нам достойно нести свое христианское звание в этом мире, принять в свое сердце Бога и никогда не расставаться с Ним. Аминь.

См. также:
- Церковный год >> Сретение Господне, подборка материалов

Прыг: 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15
Скок: 10



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.


вывод из запоя тула страница

tula.alkodoctor24.ru