ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

На пути к Пасхе

Иерей Михаил Браверман, Санкт-Петербург

Земное служение Христа Спасителя евангелист Марк описывает как путь – восхождение – из Галилеи в Иерусалим. И на этом пути Господа сопровождают Его ученики. Они видят силу Христа, явленную в Его делах – чудесах, – и они слышат Его слово – благовестие о Царствии Божьем. Ученики участвуют в том, что «многие пророки и праведники желали видеть… и не видели, и слышать … и не слышали» (Мф.13:17). И конечно, они полагают, что путь Иисуса – это путь к славе и принятию царства. Но в один из дней происходит перелом: все меняется. После того, как Петр от лица всех учеников исповедует Иисуса Христом, Сыном Живого Бога, Господь начинает открывать им, что Он идет в Иерусалим, чтобы принять там не власть и почести, а страдание и смерть.

Ученики и слово о смерти

И вот Господь идет впереди учеников, а они, ужасаясь, вслед за ним. И опять Господь говорит им о Своей смерти и воскресении: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). И опять, как это уже было, когда ученики слышат о грядущей смерти своего Учителя, с ними происходит нечто поразительное, никак не соответствующее тому, что они услышали. Ученики опять начинают соперничать между собой, споря, кто из них больший. И мы должны понимать, что за этим стоит не душевная черствость, а то, что современные психологи называют защитной реакцией.

Ученикам очень страшно. И они как бы не слышат слово о смерти. Они боятся и думать, и спросить об этом, и начинают говорить о радостном: о Царстве Божьем и о том, кто из них будет в нем более значим. Братья Иаков с Иоанном просят Иисуса о том, чтобы им быть в самой близости к Нему в Его Славе – Его Царстве: они хотят сесть «по правую и по левую сторону» от Него. В ответ Господь говорит, что просьба о таком прославлении на самом деле есть просьба об участии в Его страданиях: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10:38) Ученики понимают, что речь идет о чаше страдания и о погружении в смерть и выражают свою готовность пострадать с Господом. Так и будет на самом деле. Иакова обезглавят, другие ученики тоже примут смерть за Христа, Иоанна же отправят в заточение. Разделив страдания Христа, апостолы станут причастны к Его Славе.

Но сейчас просьба братьев Зеведеевых вызывает у остальных учеников раздражение. Причем негодуют они не из-за неуместности и несвоевременности такой просьбы, а потому, что их тоже занимает мысль о первенстве. И тогда, обращаясь ко всем – и к нам тоже,– Господь говорит, что среди Его учеников должно быть не так, как в греховном мире, но тот, кто хочет быть больше, должен умалить себя, и тот, кто хочет быть первым, должен стать всем слугой. Для Христова ученика не может стоять вопрос о первенстве. Ведь и Он Сам, Сын Божий, пришел не для того, чтобы служили Ему, но чтобы послужить людям, отдать Свою жизнь для «искупления многих».

Цена искупления

Искупление совершается в Иерусалиме, где Господь ценой собственной крови, пролитой на Кресте, «выкупает» человека из рабства греха и смерти, куда человек попал в результате грехопадения. «Не тленным серебром или золотом искуплены мы, … но драгоценною кровью Христа как непорочного и чистого агнца» (1 Петр:1:18-19), – говорит об этом апостол.

Если рассматривать термин «искупление» вне контекста библейского символизма, может возникнуть вопрос: кому же была заплачена эта цена Крови. Разъяснение мы находим в церковном наследии: в творениях святых отцов и в богослужебных текстах. Так святитель Григорий Богослов в «Слове на Пасху» говорит: «Кому принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! … А если Отцу, то, во-первых, не у Него мы были в плену, а во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Из этого видно, что приемлет Отец не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, … а большее да будет почтено молчанием» («Слово 45-е на Святую Пасху»). А в одной из молитв Литургии, о Христе говорится, что Он есть «приносящий и приносимый, и принимающий и раздаваемый». То есть Господь Сам приносит жертву, и Он же Сам Жертва, и Он же Жертву принимает, и Он же Ее раздает.

Наследники Воскресения

Жертва, которую раздает нам Христос, – это Он сам, приходящий к нам в таинстве Причащения на Литургии. И все, о чем мы читаем в Евангелии, все, о чем говорит церковное учение, в полноте выражено в Литургии, ибо она открывает нам Иисуса Христа, Господа, Который стоит в центре писания, о Котором учит Церковь, и Который является ее – Церкви – главой. И каждый раз во время совершения Великого входа Божественная литургия являет нам Иисуса Христа, который входит в Иерусалим, идя к страданиям и последующей за ними славе. Входит в земной Иерусалим, чтобы претерпеть страдания и смерть, чтобы затем победить смерть воскресением и взойти – вознестись в Иерусалим небесный. Именно такое символическое толкование Великого входа отражено в тех действиях, которые совершает священник, возвращаясь с амвона в алтарь, и в тех тропарях, которые при этом читает. В этих молитвословиях вспоминается снятие Тела Господа с Креста и положение Его во гробе – «источнике нашего воскресения». А поставленные на Престол Чаша и Дискос с вином и хлебом, которые затем станут истинным Телом и Кровью Христа, сейчас покрываются Возду́хом, что символизирует покрытие Тела Господа чистой Плащаницей.

Воскресший и вознесшийся во Славе Христос Бог открывает нам Себя и призывает всех войти в Его Царство, которое уже явлено на земле в Христовой Церкви и ее таинствах. В Крещении и Причащении нам таинственно даровано прикоснуться к страданиям Господа и к Его славе. О Крещении апостол Павел говорит так: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Смысл этих слов становится яснее, если иметь в виду, что греческое слово "βαπτιζω" («баптизо»), которое на славянский и русский языки переводится как «креститься», по-гречески буквально означает погружение: «погружаясь в Иисуса Христа, мы погружаемся в Его смерть». Мы соединяемся с Христом умершим – и всегда живым, и значит, становимся причастными и Его Воскресению.

«Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Христос всегда воскресший! И приступая к чаше Евхаристии, мы приступаем ко Христу живому, Который две тысячи лет назад в преддверии ветхозаветной Пасхи шел с учениками в Иерусалим, чтобы там принести Себя в жертву, стать «искуплением для многих», стать для нас Пасхой Нового Завета.

См. также:
- Великий пост
- Пасха

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Предательство Иуды и малодушие апостола Петра

Предательство Иуды и малодушие апостола Петра Предлагаем Вашему вниманию выдержки из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им в Страстную седмицу, 15 апреля 2009 года во время вечернего богослужения в ставропигиальном мужском Сретенском монастыре г. Москвы.

«Среда Страстной седмицы посвящается воспоминанию о двух событиях – о том, как женщина возлила на Спасителя драгоценное миро, и о том, как Иуда, возмущенный этой огромной тратой, озлобленный как на само это деяние, так и на всех участников события, пошел к первосвященникам и за тридцать сребреников согласился предать своего Учителя», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обратившись после богослужения со словами проповеди к богомольцам.

Тема предательства очень важна, и ее никак нельзя обойти, размышляя не только о духовной жизни человека, но вообще о человеке и отношениях между людьми, отметил Его Святейшество, особо подчеркнув, что предательство – это разрушение верности, отказ человека от взятых им на себя обязательств. «Но не просто разрушение верности и не просто отказ от взятых обязательств. Предательство – такой отказ от взятых обязательств и такое разрушение верности, которое преследует корыстные цели. Предавая, человек стремится достичь цели, которую он сам перед собой ставит, будь то власть или наслаждение, материальное обогащение или что-либо иное», – свидетельствует Святейший Владыка.

Напомнив, что предательство всегда связано с лицемерием, Святейший Патриарх Кирилл добавил: «В основе лицемерия – ложь. Ведь не всякий отказ от обязательств является предательством. Хорошо известно, когда люди начинают разделять разные убеждения и взгляды, открыто об этом говорят и, не извлекая никакой личной выгоды и пользы, считают, что из-за существующих между ними разных убеждений и взглядов жить и работать им, может быть, стоит порознь. Если такой отказ от обязательств не сопровождается скрытым корыстным достижением цели, то это не является предательством».

Очень часто человеческие сообщества распадаются именно потому, что люди считают недопустимым для себя сохранять взятые обязательства. Но говорят другим они об этом открыто, не стремясь причинить другому никакого вреда, сказал далее Предстоятель Русской Церкви, подчеркнув: «В предательстве же всегда присутствует стремление причинить зло другому человеку и через это обрести некую выгоду. Именно поэтому предательство сопровождается лицемерием. Оно создает видимость благополучия, сохранения общности. Предатель никогда не говорит о готовности отказаться от взятых на себя обязательств; он демонстрирует верность и выжидает того момента, когда другой человек или другие люди будут переживать трудности, проявлять слабость».

Предавая сильного, есть большая опасность навлечь на себя беду, не получив никакой за свое злодеяние выгоды. Предатель воспользуется сложными жизненными обстоятельствами, которые возникнут в жизни сильного человека в определенные моменты, чтобы, разрушив общность и отказавшись от обязательств, достичь своих скрытых злых целей, продолжил Святейший Патриарх Кирилл.

«Завтра, в четверг, мы будем вспоминать другой поступок, который также был осужден Господом, – это предательство Петра», – отметил Святейший Владыка, добавив, что этот поступок апостола собственно и не был предательством.

Его Святейшество подчеркнул, что это было не предательство, а малодушие: Петр испугался, что и его арестуют, поведут на бичевание. Он оказался слабым, но его отказ от Господа не усугубил положение Иисуса Христа и совсем не усугубил Его страдания, ибо он был не властен над всем тем, что происходило вокруг его Учителя. «Конечно, скорбь посетила Спасителя, когда он увидел Петра в том самом дворе Каиафы, Петра – близкого ученика, который оказался слаб», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Малодушие может повлечь за собой предательство и измену, а может так и остаться малодушием. Вот почему Господь дает возможность Петру раскаяться; и он оплакивает свое малодушие, свою слабость. Господь прощает его и восстанавливает его в апостольском достоинстве», – напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Но Господь не простил Иуду – он закончил свою жизнь самоубийством и полностью испил до конца страшную чашу греха. Он оказался низверженным и в прямом, и в переносном смысле слова, продолжил Его Святейшество. – Предательство, которое является результатом лжи и лицемерия, через которое наносится удар во имя достижения своих целей, является страшным грехом. И, как свидетельствует Слово Божие, предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил».

«В истории Русской Церкви и в истории нашего Отечества было множество примеров и предательств, и измен, и малодушия. Гонения, обрушившиеся на Русскую Церковь в XX веке, разве все выдерживали? Разве выдерживали гонения и в древней Церкви все христиане? Кто-то по малодушию, кто-то по слабости не был способен пойти на мучения. Затем эти люди приходили в храмы, в христианские общины, раскаивались. Так было в древности, так было и в XX веке. Но ведь были и те, кто, лицемерно служа Богу, сознательно предавал и распинал Спасителя, боролся с Церковью, повторяя грех Иуды», – отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Засвидетельствовав, что для христианина измена Богу и близким является страшным грехом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Сегодняшний день, давая нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. И тот, кто вступил на путь лицемерия, ведущего к предательству, должен крепко задуматься – ведь никогда в истории ни одно предательство не помогало людям достигать благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми, и призрачным становится то счастье, к которому устремляется человек через лицемерие и измену».

«Помня об этом, мы должны бдительно всматриваться в глубину своей внутренней жизни, прозревать движение своего сердца, чтобы никаким образом грех предательства не мог созреть в нашей душе. Всемилостивый Господь, простивший Петра, и нас прощает – и малодушие наше, и окамененное нечувствие, и слабость нашу. Он простирает к нам Свою руку и дает возможность преодолеть грех и неправду. Но, согрешая, мы никогда не должны переступать той черты, за которой нет возврата. И да поможет нам в этом Господь», – заключил Его Святейшество.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил малое освящение придела во имя преподобной Марии Египетской, частица мощей которой хранится в обители.

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Андрей Кураев: Благовещение

диакон Андрей Кураев
Автор: диакон Андрей Кураев

День празднования Благовещения всегда один и тот же - 7 апреля. А день Пасхи каждый год меняет свое место. И все же Благовещение обычно находится невдалеке от Страстной недели. Оно как бы готовит людей к переживанию самых напряженных дней богослужебного года.

Эта близость Благовещения и Страстной не случайна. В предпасхальные дни люди вспоминают Распятие. Само слово "Cтрастная" означает "исполненная страданий". В жизни любого человека есть место страданиям. В Евангелии же описываются не просто страдания людей, но страдания Бога. Того Бога, что создал весь мир и людей. Того Бога, у которого нет тела. Того Бога, Который находится по ту сторону любых страданий. Спросите любого философа: "Может ли Божество, Абсолют страдать?". И ответ будет один: "Страдание - это нехватка чего-то, а в Абсолюте есть все, и потому никакой нехватки или страдания там быть не может".

Но произошло немыслимое: Бог оказался распятым. Абсолют оказался столь исполнен страдания, что вскричал: "Боже мой, Боже мой, почему Ты Меня оставил?". Все Евангелие говорит об этой тайне: Бог из любви к людям сделал себя доступным для смерти и страдания. Как? - "Слово стало плотью". Не переставая быть Богом, Творец принял в себя полноту человеческой жизни - со всеми радостями и печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе.

То тело, которое страдало на Голгофе, Он создал Себе в Марии. Не будь этого чуда Благовещения - не было бы и искупительной тайны Голгофы и радости Пасхи.

Собственно, то событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.

Однако это чудо не могло произойти лишь по воле Бога. Наверное, главная тайна Библии - это откровение о том смирении, с которым Творец относится к людям. Его любовь создала мир, и в нем - неповторимость каждого из нас. И вот, оказывается, Творец не насилует людей, оставляет нам необходимое пространство свободы и как бы "уходит" из созданного Им мира - чтобы откликнуться и "вернуться" на встречный зов доверия и любви.

Итак, Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: "Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение...

Вся история нашего спасения начинается с того, что Небесный Вестник ждет ответа земной девушки. Бог не просто говорит к человеку, Он еще желает слышать человека. Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески "евангелие" как раз и означает "благая, радостная весть"). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре - на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Через эти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии.

Кроме того, на Царских Вратах обычно помещаются четыре иконки апостолов, оставивших нам свои Евангелия. Так вся символика Царских врат связана с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками.

Итак, Марии о тайне Христа возвестил Ангел. Остальные люди об этом узнают от людей: от апостолов и от их учеников и преемников. Если человек не расслышит рассказ о Евангелии - он ничего и не узнает о нем. А если не узнает - то и жизнь его не переменится. А не будет перемены в жизни человека - так в какую вечность войдет его вечная душа, если она пройдет мимо Христа?

Но сегодня люди живут поразительно "альтруистически". О себе они почти не думают. Христос сказал: "Люби ближнего, как самого себя" А себя-то мы любим? Нет, не тело, а душу? Почти все сегодня и знают и верят, что есть жизнь после смерти. Но при этом не вопрошают о том: "Господи, как мне умирать будет?". Нет - мыслят более широко и интересуются не своей, чужой жизнью. Что произошло в Америке? Как выразился Ельцин? Чем питаются акулы? А мимо того, что единственно важно для каждой души, что определит нашу судьбу не на ближайший год, а на вечность - проходим. В довольно свободной стране все же состоялся заговор молчания вокруг Евангелия.

Средства массовой информации охотнее, чаще, заинтересованнее говорят о колдовстве и астрологических выдумках, чем о Евангелии. Если принести в редакцию газеты материал о православном богословии, скажут: "Мы - газета светская". И тут же опубликуют проповедь новых язычников (например рериховцев), рекламу шаманов-"биоэнергетиков" или тот же гороскоп. Сектантский мир по-видимости многообразен, но по сути своей един. Секты проводят людей мимо Христа. "Забудь о Боге. Мне молись - мои верней награды" - так говорит их дружный хор.

Что ж - тем неожиданнее будет радость находки. В мире стареет и исчезает все - кроме Евангелия. И когда эти сверхновые и ультрасовременные "учения" сектантов погаснут, как они гасли в каждом веке - тогда мы вновь услышим светлое пение: "Богородице Дево, радуйся!...".

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.