Презумпция невиновности

Презумпция невиновности Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко — настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре г. Москвы. Беседовала Ф.Н. Савельева
Интервью опубликовано в православном журнале для родителей «Виноград» (№38 (2), ноябрь-декабрь 2010).

— Воспитание во многом опирается на систему правил, которые дают ребенку возможность понять разницу между дозволенным и запрещенным и которые надо выполнять. Вполне понятно, что для нормального развития ребенка в семье необходима атмосфера дисциплины. Как поддержать такую атмосферу в семье без наказания? И что такое наказание с Вашей точки зрения?

Протоиерей Александр Ильяшенко— Если рассматривать наказание с точки зрения славянского языка, то слово это означает: сказ, указ, наказ, то есть некую передачу информации. И наказание по-славянски — обучение, связанное с некоторой строгостью: не расслабленное, а требующее от человека концентрации. Вот что такое наказание. Поэтому когда ты человека воспитываешь, вовсе не обязательно наказывать его в смысле какого-то физического воздействия ....

Последнее очень распространено и просто говорит о том, что мы плохие воспитатели. А хороший педагог, коим без сомнения является и родитель, практически может не наказывать своих учеников вот в таком грубом смысле, ведь само по себе обучение уже есть наказание — некий наказ человеку. Например, мать наказывала сыну: «Делай то-то и то-то, и не делай того-то и того-то». Она делает строгое внушение, иначе говоря, дает определенное задание, цель которого добиться от человека послушания, и правильного выполнения этого задания.

Я бы хотел сказать об одной очень важной вещи, которой на мой взгляд сейчас не придается никакого значения. Что такое презумпция невиновности?

Скорее всего, право считаться невиновным, пока виновность не доказана...

— Замечательно! А следовательно, мы должны относиться друг к другу исходя из этого принципа очень доброжелательно! Пока не установлено совершенно категорически и однозначно, что человек виновен, — он невиновен, он свободен, и к нему ты должен относиться так же, как к себе: с уважением, доброжелательно... Это относится в целом к отношениям между людьми, и в том числе, и между родителями и ребенком! А у нас этот принцип из жизни ушел!

Да, да, мы часто додумываем сами за другого человека ...

— Вот, вот! Как-то я принимал исповедь, и подряд несколько человек подошли, это были женщины, и каждая в каком-то контексте сказала: «Вот, наверное, батюшка, Вы про меня думаете то-то и то-то!» «Ну, прости, моя родная, вот точно я этого не думал! И никогда не думай, будто кто-то думает, то, что ты думаешь, что он думает!» Некий каламбур получился, но он отражает нашу подозрительность. Это во-первых. А во-вторых, почему-то, если мы начинаем домысливать, то домысливаем только негативы! Вот я той женщине тоже сказал: «Ты, наверное, очень прозорливая, но почему-то твоя прозорливость носит только негативный характер!»

Это грубейшее нарушение принципа презумпции невиновности: ты не имеешь права ничего домысливать без фактов!

Согласна с Вами, отец Александр: ребенка часто превентивно наказывают из благого желания оградить его от плохих поступков!

— Да! А значит, мы позволяем себе подозревать, значит, позволяем себе не уважать, позволяем негативным «прозорливостям» бесчинствовать в нашем сознании, и шить обвинения, именно, шить, не имея никаких оснований! Поэтому получается, что нас циклит на этих самых наказаниях!

Если ты к человеку относишься спокойно, по-человечески, то тогда наказание в какой-то мере превращается в то, что так удачно выражено в книжке Астрид Лингренд «Малыш и Карлсон»: помните, Карлсон нарядился привидением, и говорит забравшимся в дом жуликам: «Я привидение дикое, но симпатичное, сейчас я вас настигну и тут-то вам станет весело!» Вот таким должно быть наказание: воспитатель должен уметь изображать гнев, это и Макаренко писал, он должен быть в какой-то мере артистом, уметь быть «диким и симпатичным»!

Но кажется, в реальной жизни практически это невозможно!

— Именно в реальной жизни так должно быть! А не получается потому, что мы не ставим перед собой такую задачу! Мы почему-то охотно берем на себя роль полицейского и играем роль карательного органа.

Батюшка, позвольте возразить: ребенок от ребенка сильно отличается, не все так благостно!

— И родитель от родителя тоже отличается, правда? Заметьте, родитель, которого его родители воспитывали в уважении, с чувством юмора, в доброжелательности и не ставили себе задачу карателя, своих детей будет также воспитывать! У нас утрачено умение доброжелательно друг к другу относиться! А родительское мастерство передается из рук в руки, от сердца к сердцу. У нас на сайте (pravmir.ru) в рубрике «Непридуманные рассказы о войне» приводится такой диалог — это рассказывала старушка нашей прихожанке. Дело происходило перед войной, еще будучи маленькой девочкой, она спрашивает у отца:

— Папочка (крестьяне, заметьте!), можно я сегодня в храм? — Нет, доченька, — отвечает отец строго.

— А почему, папочка? (Смотрите, не права качает! Какой уважительный диалог, правда?)

— Ты сегодня по улице шла? Шла. Ты старушку видела?

— Видела.

— А ты ей в пояс поклонилась?

— Нет, папочка.

— Почему же ты ей в пояс не поклонилась? Она перед тобой жизнь прожила, дорожку тебе проложила... Нет, доченька, ты в церковь не пойдешь!

Ну-у, это пример для сегодняшней жизни просто невозможный, даже для 50-60-ых годов фантастастика — хотя дети тогда всякий раз здоровались с чужими взрослыми, или уступали место, но чтобы в пояс кланяться?!!

— Так это норма! Мы же все говорим о том, как нам наказывать, а не как воспитывать! Мы утратили норму, дико утратили! Практически только в литературе можно увидеть, что такое норма! Поймите, речь не идет о том, чтобы механически воспроизводить и фотографировать прошлое. Речь идет о нормальном взаимном уважении и доброжелательности: никто прав не «качает», никто своей властью не злоупотребляет, а есть только любовь: и папина к дочке, и дочкина к папе. Вот и все наказание...

Но согласитесь, дорогой батюшка, дети сегодня совсем другие: эгоизм, непочтительность, непослушание, если не сказать, разнузданность — так что без наказания порой и не справиться.

— Это потому, что воспитывать нужно прямо с самого грудного возраста, чуть ли с внутриутробного. Надо, чтобы муж берег жену, чтоб ей было хорошо, чтобы она была радостная и ровная: а, как известно, спокойствие матери — здоровье ребенка! Если мамочка контролирует ситуацию, то опять таки никого наказывать не придется. Ведь очень легко вычисляется, чего там ребеночек через какое-то время захочет — пожалуйста, действуй с небольшим опережением, владей инициативой. Главное, в любой ситуации родитель должен видеть перспективу того, что делает: необходимо анализировать ситуацию, пытаться просчитывать последствия своих поступков.

Приведу личный пример, он простой. Маленький ребенок любит все трогать. Я всегда ношу очки,

никогда не снимаю их. Совершенно ясно, четко и спокойно я говорю ребенку: «Нельзя трогать очки». Со всей любовью я отодвигал его ручку — «Нет, нельзя, со всем удовольствием поцелую твою ручку, поглажу по головке, но брать очки нельзя...»

Понимаете, родитель должен играть на своем поле, а не на том, куда его ребенок заманивает. Если твоя задача быть родителем любящим, умным, бодрым, с чувством юмора, значит, ты с этого поля не уйдешь, ты не позволишь, чтобы тебя куда-то уводили. Правда, у детишек инструментик такой есть, что душу без скрипа вынимает — не заметишь, как он тебя из себя вывел! А ты вот не выводись, ребенок должен чувствовать, как бы ни старался — ничего у него не получится!

В Вашем случае совершенно очевидна определенность и уверенность: Вы знаете, чего хотите и почему. Многие из современных родителей не уверены в себе. Ребенок в свою очередь чувствует эту тревогу и у него также растет ощущение внутреннего дискомфорта. И вот на приеме у психологов все чаще оказываются «дети-короли» вместе со своими безоружными родителями. Устанавливать границы, без которых ребенок превращается в тирана (сам же от этого страдая) им уже приходится силой.

— Основа воспитания, повторюсь, не наказания, а воспитания: ты должен знать, что делаешь и почему! Так вот надо учить родителей, как воспитывать детей, чтобы не пришлось учить, как и за что наказывать. Приведу замечательный пример, есть рассказ «Миша Ласкин» замечательного писателя Бориса Шергина, давно покойного. Чудный мальчик Миша Ласкин и мальчик Борис подружились. У Бори отец корабел, строил карбас. Карбас спустили на воду, и уже на воде достраивали его. После школы мальчишки помогали Борькиному отцу: прибегут на пристань, руками помашут — присылают за ними лодку, так они перебираются на карбас, папе помогают. Вот как то Боря подумал: «Ну что я Мишку ждать буду — не буду!» Прибегает на берег, машет руками — лодочки нет. Кричит, кричит, но лодочка появилась только когда на берегу Мишка появился. Перебрались мальчишки на корабль, Борин папа строго и печально сказал сыну: «Ты убежал от Мишки потихоньку, ты обидел верного товарища — проси у него прощения и люби его без хитрости».

Вот это наказание на все времена и для всех людей: с полным уважением и никакого кровопролития! Опыт в золотую копилку! Как люди чувствовали по-настоящему, что такое хорошо, и что такое плохо! Взрослый должен сам очень хорошо знать, что такое хорошо и что такое плохо.

Отрицая всякое насилие и наказание, избегая конфликтов с ребенком, родитель часто идет на поводу у собственного ребенка, становится на одну ступень с ребенком. Возможна ли такая дружба на равных между ними?

— Другом он своему ребенку может быть, но на равных нет. Отношения должны быть дружественными, но почтительными, подчеркнуто снизу вверх. Болтовня с ребенком на пустые темы — это скверная манера строить доверительные отношения, нужно доводить до его сознания высокое, доброе, серьезное!

А если ребенок сознательно демонстрирует неповиновение?

— А это значит мамочка с самого начала, с младенчества сплоховала: ну, например, маленький ребеночек бьет мамочку ручкой — кто виноват?

Мама, конечно. По большому счету, видимо, всегда виноваты родители...

— Не всегда. Кино, или еще какая-нибудь ерунда, так детей уродуют, что дети становятся неуправляемыми, да и школа та же... Почему у нас нет Филиппков, все думают, как бы смыться из школы, профилонить, прогулять? Об этом дети рассказывают с гордостью, а о том, чтобы учился хорошо, практически дети не говорят! Почему? Потому что норма ушла.

Так вот мы должны думать о том, как эту норму восстановить, а не как ненормально действовать в условиях ненормы! Надо отношения приводить в норму вопреки господствующей ненорме. Если мы все это поймем, если все будем дружно искать способы нравственного оздоровления наших отношений, тогда все будет в порядке. А если же мы не знаем, какой из двух видов порки выбрать — это немножечко не то!

Наказание детей родителями, как мне кажется, все-таки не воспринималось как что-то отрицательное, но как горькое лекарство, служащее ко благу человека. Вы считаете телесное наказание неприемлемым вообще?

— Я выпорол своего сына, одного из шести, за то, что он меня в глаза обманывал! Воспитание заканчивается примерно в шестнадцать лет. Умножим на шесть, получается девяносто шесть — за девяносто шесть «человеко-лет» — один раз «свистнуть» может быть и можно.

У меня детей много, и я не могу и не хочу разбираться — доверять или нет. Поэтому действовал по такому принципу: если ты мне говоришь правду, я тебе верю, но если я узнал, что это не правда — тогда берегись! Человек может сделать что-то неправильно — мы тебя простим, если ты просишь прощения — повинную голову меч не сечет, человек имеет право на ошибку. Ты нашел мужество признаться, за это тебя можно уважать. Но если я тебе верю, а ты меня обманываешь, тогда как мы с тобой можем общаться? Я к тебе шпиона должен приставлять, который за тобой следить будет?!

И все-таки, что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок не слушается?

— Нужно, чтобы человек поставил себя перед лицом Божиим: Господи, грешный я человек. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно начинать с себя, а не с окружающих. Если начнем каяться, у Господа просить и мудрости, и доброты, и добродушия, и вообще, много чего нам не хватает, то Он, видя наше покаяние, видя наше стремление к чистоте души, даст нам ее. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» — вот тогда жизнь начнет меняться. А если мы вместо того, чтобы конструктивно, одухотворенно менять свою жизнь, подумаем, какую бы плеточку взять, и какое бы выбрать наказание, ставя себя на место судьи, а заодно полицейского и палача — то плохой из нас вышел родитель!

Испытание талантом

Интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.
Интервью опубликовано в православном журнале для родителей «Виноград» (№40 (2), март-апрель 2011).

Что в бытующих представлениях о таланте является правильным? Какова природа таланта, данного человеку? И все ли люди наделены талантом? Есть ли разница в реализации своего таланта и в реализации себя как личности? На эти вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов.


— Отец Валериан, наш сегодняшний разговор пойдет о раскрытии талантов в ребенке. Талант — нечто чрезвычайно важное, и этой проблеме неспроста уделяется в нашем обществе столь много внимания. Хорошо бы знать: что в бытующих представлениях о таланте является правильным. Какова природа таланта, данного человеку? И все ли люди наделены талантом?

— Человек рождается не по собственной воле — Господь дает ему жизнь, дает разные способности: говорить, слышать, видеть, чувствовать. И рождается ли он мужского рода или женского — это первый ему дар от Бога, первое назначение человека от начала жизни.

Иногда дарований у человека бывает очень много, тогда говорят: «Человек одаренный», но такому человеку много труднее разобраться, что же в нем главное. Слава Богу, гениальных, то есть очень одаренных людей не так много, иначе все бы запутались. Но и совсем без дарования никто не рождается.

Все, что дается человеку от рождения — дается для того, чтобы он употребил это для духовного своего совершенствования, в результате которого должен наследовать жизнь вечную, и, по преданию Церкви, восполнить число падших ангелов. Поэтому главное, не забыть, что назначение человека — прожить в этом мире так, чтобы войти в жизнь вечную. Бог дает нам бессмертную душу, дает ей много дарований, но эта душа предназначена жить в вечном блаженстве с Богом. Не отвращаться от Бога — вот что самое главное в нашем существовании.

Известно высказывание: «Человек рожден, чтобы умереть», не законченное, на мой взгляд. Вернее было бы сказать: «Человек рождается, чтобы умереть для греха, а жить для Бога», как мы и читаем из Апостола при Крещении: «Мертвым убо быти греху, живым же Богови о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.6:11).

Будучи в Греции, в одном монастыре я увидел такую надпись, которая по-русски звучит так: «Если умрешь прежде, чем умрешь — то не умрешь, когда умрешь». Видимо, в этом и есть смысл смерти и жизни.

Всем дарует Господь таланты, даже художественный талант в большей или меньшей степени дается Создателем, и во всех трудах рук человеческих видна рука Неба.

Как говорит Николай Сербский (прекрасно говорит!) в своей книжечке «Царев завет»: «На святых Небесах никакие человеческие дела не ценятся сами по себе, но только по побуждению на них и по качеству воли, с которыми те дела сделаны», — то есть по произволению нашего сердца. Другими словами то же объяснял преподобный Серафим: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа».

Так что все дарования человека, все его таланты, какими бы они ни были: музыкальный ли, художественный ли, талант ли рукоделия или ума, — имеют истинную ценность, только если направлены во благо, для стяжания Царствия Небесного! И все, что дается человеку, должно служить именно этой цели, а не тому, чтобы на земле создать, построить что-то или написать. Города, дворцы, дороги, машины, книги, изобретения, приборы всевозможные и механизмы — само по себе пусто.

— Отец Валериан, духовный талант тоже дается?

— А как же! Сказано: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор12:28).

Мы знаем, например, что апостол Петр отличался горячей и крепкой верой, и ревность к Богу у него была горячая, а апостол Павел столько написал — у того был особый дар проповедничества, что ап. Петр даже удивлялся: «…возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости пишет...»

Мы прославляем святителя Николая, весь мир знает его. И он достиг этой высоты не потому только, что был святителем: епископский сан многие имели в истории Церкви, но не всех такими знает мир. Особый дар был у замечательных богословов и духовных писателей епископов Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Затворника Вышенского), митрополита Филарета (Дроздова)... А у других был талант искуснейших строителей или выдающихся администраторов. У каждого свой дар!..

Среди преподобных есть постники, есть трудящиеся, есть, как сказано, особенно милостивые, есть кузнецы — каждый своим дарованием стяжал Духа Божия.

А старцы, например, это люди, которым дан Богом дар рассуждения: им может быть и епископ, и простой мирянин, но только дар рассуждения дается не многим.

— Есть ли разница в реализации своего таланта и в реализации себя как личности?

— Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге. Были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло этот союз. Цель наша — жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Так что личность существует, развивается и обретает бессмертие только в общении с Богом.

Человек живет сердцем, а не умом: ум — рабочая сила сердца. Если сердце направлено к добру, тогда талант становится человеку во спасение, тогда он реализуется как личность.

— Что же обуславливает такой широкий спектр разных способностей у нас, земных людей?

— Неравноодаренность людей предусмотрена Творцом, с одной стороны, для того чтобы среди них было место любви, и с другой стороны, чтобы человек смирялся с нехваткой у себя какого-то таланта, умения и нуждался в помощи и любви другого. А избыток своего таланта и своих умений он отдавал бы по любви другому, ближнему своему.

В природе, во всем творении, даже неодушевленном (хотя понятие неодушевленности относительно, потому что и растения, оказывается, чувствуют), существует так называемый симбиоз, или содружество: растения друг другу помогают и друг друга покрывают. И везде должно быть именно так, как сотворено Богом: любовь и помощь, а не разделение...

Но нельзя забывать, что одаренность талантами может взрастить гордыню. Вспомните, сатана был создан совершенным, талантливым. Куда он направил свои все дарования? Во зло, лукавство, обман, борьбу против Бога.

— Как родителям распознать таланты и склонности своего ребенка?

— Во-первых, дарований у человека много, но в чем особенно он одарен, понять не просто. Мы сами о себе многого не знаем, и что в нас заключено — не разумеем, а уж увидеть дарования в ребенке — куда там!.. Рецепт в этом вопросе дать очень трудно.

Каждый ребенок талантлив в какой-либо области. Нужно только вовремя увидеть, распознать и развить его способности. Детям необходимо внимание, нужно как можно больше наблюдать за ними, заниматься, присматриваться к их реакции на то или иное занятие.

Бывают, конечно, дети особо одаренные от рождения, у которых дар проявляется сам собой, и для его развития не требуется прилагать никаких усилий. Скорее всего, Господь показывает этим, каким одаренным был человек сотворен, но через грехопадение, отчуждение от Бога он растерял почти все! Но таких единицы.

Чтобы распознать дремлющее в ребенке дарование и способность, потребуется большой труд от родителей и педагогов. Хорошо бы вовремя общими усилиями постараться понять, что ребенку дается. Но у нас в школе часто ругают за тот предмет, который ему не дается, а на тот, который легко дается, бывает, и внимания не обратят!

Думается, если ребенку явно легко дается: биология или рукоделие, математика или музыка, – на эти вещи и нужно особо обращать внимание и стараться развивать: то ему, видимо, дано и для будущей профессии.

Иногда бывает так: ребенок трудится, старается, а результат никакой — ну, не дано, говорят!

А иногда земное не дается, чтобы человек больше обратил внимание на духовное, человек призывается к подвигу молитвы, который становится выше земных дарований, как у преп. Сергия Радонежского.

Правда, есть такой тонкий момент: у нас часто появляются разные желания, а некоторые — явно против таланта. Например, нежелание учиться, желание лениться! «Человек ничего не хочет», — тут дьявол старается, чтобы он ничего не делал, чтобы не определил и не раскрыл свой талант. Ведь чтобы сделать выбор, нужно сначала что-то сделать, попробовать свои силы, понять: что дается, а что не дается.

Но все же Господь о всех промышляет. Вера должна быть у нас — нужно молиться, просить помощи Божией, что именно развивать, и Господь какими-то знаками со временем укажет и путь, и дарования, и область занятий.

«Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду» — то есть нужно просить того, чем должно нам особенно прославить Бога.

— Как помочь ребенку в выборе будущей профессии?

— Главное — помнить: что самое важное в жизни? От этого зависит, что родители хотят дать ребенку. Господь посылает каждому для спасения что-то противу его таланта, то есть согласно его дарованиям: одному — одно, другому — другое. И преподобный Серафим нас учит тому же: торговать в земной жизни товарами, какими Бог одарил, чтобы обрести сокровище Духа Свята, то есть через то ремесло, к которому есть особый дар от Бога.

Нельзя забывать, что этот мир на распутье: да, мы стараемся развить дарования ребенка, однако есть еще другая сторона, которая старается, чтобы дарование погибло, чтобы не развилось или послужило не во славу Божию, а во славу мира. Это область духовной борьбы, но самое главное — есть Господь, который в самых невероятных условиях оказывает поддержку, особое подкрепление.

Достичь мастерства можно в каждой области, но для этого нужен труд, известно же изречение: «Гений — это талант, помноженный на труд». К дарованию нужно приложить большие усилия!

— Стоит ли ребенка принуждать к определенного рода деятельности, где он особенно одарен, если ребенок предпочитает другие увлечения?

— Нужно, конечно, стараться помочь детям найти себя, но понуждение к занятиям — это не есть насилие, хотя все очень индивидуально, и иногда бывает — не время. Но, как правило, маленького ребенка даже необходимо понуждать трудиться, тогда у него еще развивается сила воли. Если человек одарен и эмоционален, а силы воли нет, он так и останется неучем, или, проще говоря, зароет свой талант в землю, а то и вовсе потеряет. Но, конечно, что бы человек ни делал, результат будет от Бога.

От нас труды, а результат — от Бога.

— Что вы скажете об актерском таланте?

— Что такое актерский талант — дар ярко и метко раскрывать внутренний мир человека...

Человек, творящий в искусстве, призван вызвать сочувствие сердца зрителя, употребить свой актерский талант к тому, чтобы возвысить человеческую душу, заставить ее трудиться над собой.

Но дарование это исходит из характера актера, который может словом, мимикой, жестами показывать различные стороны проявления личности человеческой, которые близки к его естественному состоянию. Так и говорят: «Не всякие роли удаются». Видимо, удается то, что ближе к натуре самого актера, потому что он передает чувства другого как пережитые и свойственные ему самому. Актеры изображают типы людей, которые им близки. Например, комический актер не сможет сыграть царя — получается жалкое и смешное зрелище.

Поскольку мы люди грешные, мы можем понимать грехи друг друга и можем их изображать. А вот святость, святых изобразить мы не можем, мы этого состояния не знаем! Поэтому играть святых кощунство — это полная ложь! Их играть нельзя и невозможно! Еще в древности одним из запретов Церкви было недопущение до священства лицедеев: он не может быть священником, какой бы одаренный ни был.

Голос — тоже дар Божий. Был такой известный протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров, голос феноменальный, даже Шаляпин ему завидовал: «Мишенька, мне бы твой голос — я бы весь мир перевернул!» Но тот посвятил свой удивительный голос Богу, понимаете, он всю жизнь ему прослужил. Говорят, когда он давал возгласы, будто звучал орган — такое богатство обертонов было в его голосе. Он перекрывал мужской хор в четыреста человек. И протодиакон Сергий Туриков так же, его я лично слышал: великолепный бас, в семьдесят с лишним лет он так ясно служил, не растеряв силу голоса. Вот это пример, когда талант посвящается Богу и с возрастом ничего не теряется, дар остается.

А вот протодиакон Михайлов, у которого тоже был великолепный бас, ушел в артисты, и голос его стал тускнеть. Дирижер Большого театра Голованов говорил: «Мне бы не Михайлова — Турикова бы!»

— Батюшка, каким образом евангельская притча о талантах относится к нашему разговору о детской одаренности?

— В притче говорится о том, что слуги, получившие таланты и пустившие их в оборот, и при этом получившие прибыль, которую они возвращают тому, кто им их дал — хозяину, являются верными слугами, и их ждет награда. А тот слуга, который закопал талант в землю, так что ему нечего было отдать хозяину таланта в качестве прибыли, — неверным слугой, которого ожидает суровое наказание: «Бросьте этого негодного слугу вон, во тьму, туда, где плачут и скрежещут зубами».

Что это означает? Тот человеческий дух, который не развивает — «зарыв талант в землю», другими словами, «похоронив» его в вещественности — заложенные в нем изначально способности, не справляется со своей духовной задачей, и его ожидает духовная смерть.

Со словом «талант» связано более возвышенное и обширное понятие, чем это обычно понимается. Речь идет о реализации духовных способностей. Преп. Серафим говорил, что все добродетели дают благодать Святого Духа, но наибольшую благодать и возможности дает молитва: доброе дело ты не всегда можешь сделать, вообще можешь остаться один, но молиться можешь всегда и везде. Матронушка слепая лежала, но она молилась и помогала людям куда больше, чем физически.

Явно дети одарены по-разному: кому что Господь дает. Но судиться человек будет по тому, как он этот дар использовал, куда его употребил. Один уклонился, возгордился, он не доволен — не реализовал себя, а потому что все делал не ради Бога. А другой разворачивается в жизни всеми гранями личности: и детей куча, и разной деятельностью занимается, и жизнь удалась — потому что в Бога богател!

Труд приумножает таланты, по произволению сердца человека: у кого есть таланты, тому и дается, а кто мнит себя имеющим, у того отнимется. Один человек уклонился и стал терять все, а другой ближе к Церкви — и стали появляться многие дарования. В основе всего лежит душа человеческая с ее произволением, чувствами, устремлением и волей, если душевный строй евангельский, то и строй мыслей, и вся жизнь — тоже евангельские.

Это и есть умножение его таланта во благо, во славу Божию. Когда Богу стараешься трудиться, Господь столько дает, что даже стыдно, куда же столько!

В завершение хочу снова привести удивительные слова Николая Сербского: «И в конце, и в начале земного пути, и в каждую минуту жизни самое важное для человека – просить у Бога две вещи: первое — прощение грехов, а второе — дарование Духа Божьего. Дух — двигатель и господин всего человеческого существа, каков дух — таков и человек»!

Сказка про девочку Выгоду

Сказка про девочку ВыгодуСказка Ирины Рогалёвой.

Жило-было семейство Выгод: папа, мама, бабушка и дочка - симпатичная голубоглазая девочка с темными, всегда аккуратно заплетенными косичками.

Жили они дружно, больше того, понимали друг друга с полуслова. К примеру, придет папа с работы и говорит: «у меня сегодня был хороший день», и вся семья понимает, что он получил какую-то выгоду. Или мама придет из магазина и скажет: «а что я вам сейчас покажу!», - и всем понятно, что она сделала выгодную покупку.

Однажды младшая Выгода пришла в школу и сразу повстречала Радость, которую иногда называли солнышком, так как волосы у нее были рыжие, а нос усеян милыми конопушками. Увидев подружку, Радость начала лучиться от радости, да так явно, что от нее во все стороны пошли светлые лучики.

- Пойдем после уроков в кино смотреть новый мультфильм, - предложила она.

- А какая мне от этого будет выгода? – спросила Выгода.

- Не знаю, - растерялась Радость, она всегда терялась, когда ей задавали этот вопрос.

- Ну вот, опять я ее потеряла, даже договорить не успели, - рассердилась Выгода и пошла в класс на урок математики.

- Сегодня мы будем изучать сложное сложение, - сказала учительница.

«Такое сложение мне пригодится, это выгодный урок», тут же просчитала Выгода и приготовилась внимательно слушать.

За соседней с ней партой сидели Ум и Глупость, которая всегда подглядывала за Выгодой и все за ней повторяла. Если Выгода внимательно слушала учителя, Глупость делала то же, если нет – также рисовала в тетрадке рожицы или цветочки или играла сама с собой в крестики-нолики. Ум все время ей говорил, что повторять за Выгодой – глупо, но она ему отвечала, что ей так нравится.

Еще Глупость выделялась среди одноклассниц яркими нарядами. Ее так одевала мама, считавшая, что чем ярче ты одет, тем лучше. Впрочем, так думал и папа Глупости. Он носил галстуки таких расцветок что, глядя на них, хотелось зажмуриться.

Жадность сидела за последней партой одна. Ее можно было бы назвать симпатичной, если бы не постоянно бегающий взгляд маленьких глаз. Однажды Ум попытался его поймать, но безуспешно. С Жадностью никто дружить не хотел, и только Радость к ней хорошо относилась, и то потому, что по-другому не могла.

Глупость была самой красивой девочкой в школе, поэтому с ней дружила Гордость, ходившая перед всеми, задрав нос. Подружки любили ходить в обнимку на переменках, делая вид, что им очень весело и интересно. На самом деле это было совсем не так, даже наоборот. Когда Гордости наскучило дружить с Глупостью, которая постоянно хихикала, вскрикивая «вау» и «прикольно», она предложила дружбу Выгоде, но та, подсчитав что-то на калькуляторе, отказалась.

Всегда заспанная и неопрятная Лень, хоть и сидела рядом с Завистью, но была сама по себе - дружить ей было лень.

Иногда она засыпала прямо на уроке. Если в этот момент Лень вызывали к доске, то ее за шоколадку будила Выгода, которая очень любила сладкое, поэтому была девочкой упитанной, если не сказать толстенькой. Впрочем, Выгода из-за фигуры не переживала. Ее родители считали, что чем больше выгоды, тем лучше.

Зависть в классе не любили, потому что у нее всегда было плохое настроение. Даже Радость старалась обходить ее стороной. Зависть была девочкой слабенькой и худенькой – она страдала плохим сном и отсутствием аппетита, как и вся ее родня.

Однажды Лень перестала ходить на занятия. Ее маме было лень позвонить в школу, и учителя начали волноваться. Тогда классная руководительница попросила учеников сходить к ней домой и узнать, что случилось?

Жадность пожадничала своим свободным временем и отказалась. Зависть тут же позеленела от зависти и ее отправили к врачу. Гордость гордо отвернулась и стала смотреть в окно на кричащую на дереве ворону, Глупость, как всегда, ждала, что скажет Выгода, а та быстро просчитывала – выгодно ей идти или нет. Ум злился на Глупость, и только Радость с радостью согласилась помочь учительнице. Услышав, как та ее хвалит, Выгода огорчилась, что просчиталась.

Девочка Выгода, иллюстрация Лилии Кипарисовой

Однажды директор школы объявил, что в школе будет проходить благотворительная ярмарка, и каждый ученик должен принести какую-нибудь игрушку или книжку для детей из детского дома.

Радость принесла все свои игрушки и книжки – ей очень хотелось порадовать детей-сирот. Зависть, увидев это, тут же заболела. Ум принес разные головоломки и энциклопедию, чтобы дети стали умнее. Гордость принесла дорогую новую куклу, которую ее родители купили специально для ярмарки, и с гордостью вручила директору.

- Спасибо за такую красивую куклу, - сказал смущенный директор (кукла стоила половину его зарплаты) и подумал: «Что с ней делать? Если ее подарить одной девочке, то остальные обидятся. Лучше бы Гордость принесла много недорогих игрушек, чтобы никому не было обидно».

Выгода долго думала: участвовать ей в ярмарке или нет? Наконец, она посоветовалась с бабушкой, и та сказала:

- Надо участвовать. Будет выгодно, чтобы тебя считали доброй. Но отдавать что-то нужное тебе самой - не выгодно.

Поэтому Выгода принесла в школу целый мешок старых вещей. В нем была кукла без ноги, медведь без глаза, железная дорога без паровоза и неинтересные книжки, которые иногда дарят чужим детям взрослые, не заглядывая в них перед тем, как купить.

Директор, увидев сколько всего принесла Выгода, сначала обрадовался и поставил ее всем в пример. А когда разобрал мешок, то огорчился. «Бедная девочка, неужели она от всей души принесла эти вещи. А может у Выгоды, вообще, нет души?» - испугался он.

Лень ничего не принесла, потому что искать вещи ей было лень. Зато отличалась Глупость, которая попросила маму купить кучу косметики, чтобы девочки в детском доме всегда ходили накрашенные.

Ее мама с удовольствием выполнила эту просьбу. Больше того, она и дочери купила набор детских теней и помаду, чтобы Глупость привыкала пользоваться ими с детства.

Директор школы, увидев накрашенную девочку с нелепыми подарками в руках, сначала отправил ее вымыть лицо, а потом попросил учительницу объяснить, почему девочкам не надо пользоваться косметикой.

Глупость учительницу выслушала, головой согласно покивала, но про себя решила, что «училка просто ей завидует».


Школьные годы летели быстро. К выпускному классу Ум вымахал ростом под два метра. Учитель физкультуры предложил ему стать волейболистом, но Ум, естественно, отказался. Он собирался поступить в университет на космический факультет, окончить его и жениться на Глупости. Да, да, именно на ней. Глупость по-прежнему была самой красивой девочкой в школе, но этого ей было мало. Она стала блондинкой и теперь списывала на цвет волос любую глупость. Ум хоть и понимал, что она никогда не изменится, но ничего поделать с собой не мог – он любил ее всем сердцем.

Жадность и Зависть наоборот очень подурнели. Особенно у них испортился цвет лица – у Зависти он стал зеленоватым, а у Жадности – сероватым. Они отчаянно завидовали Глупости, так как тоже хотели бы иметь такого умного друга. Но молодые люди, знакомившиеся с ними, раскусив их, бесследно исчезали.

Жадность утешалась тем, что закончит экономический университет, сделает карьеру и станет директором крупного банка. «С деньгами я смогу все, - думала она, - сделаю себе красивое лицо, буду одеваться у самых модных портных, куплю самую дорогую машину! Тогда посмотрим, как Ум будет локти кусать, что женился на Глупости, а не на мне – прекрасной богатой Жадности».

Зависть, узнав о планах Жадности, потеряла аппетит. Ее родители пытались его найти, но безуспешно. Девушка начала худеть и вскоре так исхудала, что на улице на нее обратила внимание директор модельного агентства и … предложила ей стать манекенщицей. «Стану самой модной манекенщицей, и все мне обзавидуются», - обрадовалась Зависть и согласилась.

Лень, узнав о ее планах, лишь пожала плечами. Ей, лично, завидовать и то было лень.

Гордость презрительно усмехалась, слушая о планах одноклассниц. Ее отец, вскарабкавшись по политической лестнице до предпоследней ступени, получил все прилагающиеся к ней блага и собирался отправить дочь на учебу в старый добрый Оксфорд. А где еще, по-вашему, должна учиться дочь Гордость известного политика?

Радость за всех радовалась. Сама она собиралась стать учительницей русского языка и литературы, чтобы учить детей радоваться хорошим книгам и прекрасному языку.

Выгода превратилась в девушку приятную во всех отношениях. Ей пришлось отказаться от шоколада и прочих сладостей, потому что быть толстушкой стало не выгодно. Чтобы завести выгодные знакомства, ей пришлось притворяться доброй и отзывчивой. Невыгодные поступки отзывались болью в ее сердце, но она все терпела ради будущего, которое связывала с выгодным замужеством.

После школы, посоветовавшись со всей семьей, она поступила в медицинский вуз.

- Будешь лечить всю нашу семью, сэкономим на врачах, - сказала бабушка.

- Медикам доверяют, они могут продавать всякие пищевые добавки. Это выгодно, - сказал папа.

Выгода все время отдавала учебе. Устраивать личную жизнь ей было некогда. Но однажды на практике в больнице она познакомилась с известным профессором, вдовцом. Большая разница в возрасте Выгоду не смутила. Она сразу поняла, что быть женой такого человека очень выгодно. Девушка вскружила ему голову и вскоре вышла за него замуж.

Профессор был человеком порядочным, добрым и даже щедрым. Распознав истинную суть своей молодой супруги, он пришел в ужас и попытался ей объяснить, что искать во всем выгоду – плохо и даже опасно, потому что однажды, по предсказанию одного малоизвестного пророка, она погубит мир. Но нашу Выгоду его слова только насмешили.

- Георгий, - сказала она, - ты не умеешь жить.

Иметь детей Выгода посчитала невыгодным, хотя в старости об этом пожалела.

В общем, она испортила жизнь хорошему человеку.

Ум и Глупость родили двойняшек. Мальчик получился глупенький, а девочка умненькая.

Жадность, в конце концов, вышла замуж за жадину. Молодые перед свадьбой составили брачный контракт и прожили всю жизнь в согласии. Они все время на что-то копили. Детей у них тоже не было. Притчу о бесплодной смоковнице им никто не рассказал, а сами они не спросили.

Лень осталась старой девой. По понятным причинам.

Гордость, закончив Оксфорд, пошла по стопам отца и с головой погрязла в политике. Там она встретила одного гордеца и связала с ним свою судьбу. Но их брак был не счастливым. Оказалось, что два гордых человека не могут ужиться.

Зависть умерла молодой. Что-то у нее случилось с печенью. На ее похороны пришли все кроме Лени и Радости, которая не могла радоваться смерти.

Единственное счастливое замужество оказлось у Радости. Мало того, что она стала прекрасной учительницей, так она еще родила пятерых детей, чтобы у них с мужем была настоящая семья из семи «я». Конечно, ей пришлось уйти с работы, но зато ее дети знали и любили родной язык и хорошую литературу. Когда они выросли, то каждый из них тоже родил по пять детей, чтобы иметь настоящую семью. Их дети тоже родили много детей. Так рос и множился род Радости, принося всем радость.

Чего и вам желаем!

См. также:
- Другие рассказы и сказки Ирины Рогалёвой
- Ирина Рогалёва о своих сказках

Прыг: 01 02 03 04



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.