Время в пути: Серафим Саровский - лучший тайм-менеджер всех времен и народов

Автор: Андрей Никитин, руководитель отдела развития ЗАО «Аргументы и Факты»

«Из пункта А в пункт Б вышел человек. Каково время в пути, если известно, что пункт А - это дата рождения, а пункт Б - дата его смерти?» Такую задачу призваны решить все мы, поскольку все мы являемся путниками из неё. Задача с несколькими неизвестными (ибо обстоятельств рождения мы не выбираем, а когда умрём, не знаем), из чего следует, что наиболее надёжной константой является то, что полагается само собой разумеющимся, а именно - время в пути. Время дано каждому, но не каждый понимает, что его надо преобразовать в путь. Но как именно?

«…Действительный путь путешествия души идет вглубь, он туннелен, пишет философ М.Мамардашвили в своих «Лекциях о Прусте», - На этой сфере, - если мы остановились в какой-то точке, - мы никуда не можем двинуться, кроме как вглубь. Перевернувшись - нырнуть в себя». (Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem,1995. Стр.45). Этот переворот - экзистенциальный, а «экзистенция - это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра, или перекладывание на плечи другого - на плечи ближнего, на плечи нации, государства, общества. Ты должен сам. А человек не склонен это делать. Обозначим эту несклонность словом «лень».(…) Колодец души закрыт ленью». (Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem,1995. Стр.20). Практически единственным камнем, способным всколыхнуть покрывшийся тиной «колодец души» оказывается мысль о смерти, своей смерти: «…озаботившись мыслью о смерти, мы открываем мир, скрытый и бесконечный. А он есть бесконечная сфера, центр которой везде, а окружность или окраина нигде, то есть окраина проходит везде, в любой точке. И встав в любой точке…если мы встали на путь внутреннего труда, то по законам этой сферы мы будем забрасываться в центр, где обитает истина». (Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem,1995. Стр.56).

Истина - это соответствие. Нахождение единственно верного решения. Обретение себя: «…действительно истинное и ценное дано нам лишь на какие-то считанные мгновения или на минимальный интервал. Этот интервал… записан в равенстве «я»= «я». А внутри - если мы остановились, смогли и успели его раздвинуть - целый мир. И вот, имея в виду образ раздвигания того, что оставило нам минимальный зазор,- еще секунда и этот зазор закроется, мир потечет дальше, - Пруст говорит, цитируя Евангелие: Работайте, пока свет с вами. То есть: пока еще есть проблеск света - работайте. Пруст оговорился из-за того, что был обуреваем темой внутреннего труда, без которого мертвы мы и мертв мир. И поэтому он ошибся. Он наложил собственную тему на правду Евангелия и процитировал неправильно. В Евангелии сказано не «работайте», а «ходите»: «Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин.12:35). (Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem,1995. Стр.46). Итак, идти надо идти туда, где свет, евангельский свет. Но как именно? Отлично от общего потока, мейнстрима жизни.

«Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег…- говорил Серафим Саровский, - Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходными друг с другом. Бог-Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею - и говорит всем нам: «Купуйте, дондеже приду, искупующе время, яко дни лукави суть», то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр. 335-336).

Таким образом, истина «время - деньги» означает вовсе не то, что мы привыкли о ней думать. Время - наш единственный капитал на земле, который дан нам в рост. В зависимости от того, как сумеем распорядиться им, будет поставлена оценка всей нашей жизни.

Серафим Саровский своею жизнью дал нам пример того, как именно надо использовать это богатство - время. Надо постоянно работать, добывая себе хлеб насущный. Отца Серафима невозможно было застать сидящим без дела - на одной из икон он изображён с лопатой, копающим землю, и это лучший символ каждодневного труда. Такова была внешняя канва его жизни, венцом которой стало собственноручное устроение святой канавки в Дивееве. О. Серафим таким образом засвидетельствовал посещение дивеевской обители Богородицей, проложив дорожку, которой Она прошла. И теперь любому человеку достаточно пройти по этой канавке, прочитав 150 раз «Богородице, Дево, радуйся…», чтобы почувствовать силу, властно зовущую нас к иной, лучшей жизни. Это прохождение - реальный инструмент для остановки времени внутри себя, возможность ощутить дыхание Вечности, когда «времени больше не будет». Ты остаешься наедине с самим собой, постигая чудо присутствия Бога в мире. В Дивееве на кольце святой канавки время зримо преобразуется в путь, а путь - во время.

Однако хождение в непрестанной молитве возможно не только по святой канавке. Собственно, это средство доступно нам всегда и везде, и именно оно является «лестницей на небеса». «Учись умной молитве сердечной, как учат Святые Отцы в Добротолюбии; ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу», - призывал о.Серафим. (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. Стр.279). И разъяснял: «…старайся стяжать непрестанную память о Боге через непрестанное призывание имени Божия так: Господи Иисусе Христе, сыне Божий помилуй мя грешного! В этом да будет всё твое внимание и обучение, ходя и сидя, делая и в церкви стоя, везде, на всяком месте, входя и исходя, сие непрестанное вопияние да будет и в устах, и в сердце твоем: с ним найдешь покой, приобретешь чистоту духовную и телесную, и вселится в тебя Дух святой, источник всяких благ, и управит жизнь твою во святыне, во всяком благочестии и чистоте». (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). Нижний Новгород,2005. Стр.53). Только одно условие: «В молитве внемли себе, то есть ум собери и соединяй с душою». (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). Нижний Новгород,2005. Стр. 300). «Таковым упражнением при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина, кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем…» (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). Нижний Новгород,2005. Стр. 78).

Многие скажут: насколько это применимо в наши дни? На 100%. И если для пущей эффективности внешней деятельности «нашего персонального ООО» лучше всего подходит комплекс технических приёмов, предлагаемых Глебом Архангельским, то для внутренней жизни остаются актуальны ноу-хау, предложенные Серафимом Саровским.

Мы даже с самым изощрённым «тайм-менеджментом» не можем справиться с постоянно возникающими черными дырами, куда засасывается наше время, наш капитал: поездки на работу, походы в магазин и тому подобные наши каждодневные перемещения в пространстве неизбежно сопряжены с потерями времени, от которых не спасёт никакой хронометраж. Между тем, даже находясь в самой глухой автомобильной «пробке», в самой тягучей очереди в магазине мы можем использовать отличный шанс не потерять время даром - внутреннюю молитву. Никто не знает, когда он умрёт, и какого именно маленького усилия может не хватить для того, чтобы нашу жизнь оценили положительно. Быть может, именно этого одного короткого возгласа внутри себя «Боже, милостив буди мне грешному», который нам оказалось лень произнести…

Отец Серафим носил реальные и очень тяжёлые вериги. Как вспоминает одна из его посетительниц, «взяв мою руку, он положил ее к себе на плечо и, дав осязать бывшие на нем вериги, сказал: «Вот, дочь моя, сперва мне было тяжело носить это; но ныне весьма приятно. Спеши же теперь и помни мою тяжесть; прощай». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр. 182). Вериги современного человека - это деньги. Груз каждодневных обязательств (включая кредиты) давит, наверное, не меньше, чем металл. Оттого вовсе не обязательно сейчас буквально повторять то, что делал наш святой в 19 веке. Отец Серафим и не призывал к фанатизму: «Иди средним путем; выше сил не берись, упадешь, и враг посмеется тебе(…). Однажды дьявол предложил праведнику прыгнуть в яму; тот было согласился, но Григорий Богослов удержал его. Вот что делай: укоряют - не укоряй; гонят - терпи; хулят - хвали; осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего своего: ближний твой - плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу, и плоть погубишь; а если по Божиему, то обоих спасешь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти или и далее, кого Бог позовет». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр. 266-267).

«Я не святой» - универсальная отмазка\отмашка человека, когда он видит перед собой примеры святости, и общество его в этом поддерживает, дескать, святым быть невозможно. Это ложь. Каждый из нас призван к святости. Курский паренёк Прохор Мошнин, когда собирался на богомолье в Киев (модный тогда тренд на Руси), наверное, не подозревал, что в конце жизни будет увенчан как святой Серафим Саровский. И не знал того, что чаемую благодать Духа Святого можно обрести никуда не ходя. К этому знанию он пришёл через каждодневное умаление себя. И несмотря на все свои подвиги (тысячедневное стояние на камне одно чего стоит!) не считал себя святым. Других - да, но себя ни в коем случае. Так же и мы можем и должны идти путем света, но считать себя ниже всех на земле, быть мертвыми ко всему. «…надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное». (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). Нижний Новгород,2005. Стр. 317). Собственно говоря, «путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот вечный (Мф.7,14)». (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). Нижний Новгород,2005. Стр. 138).

На фоне всеобщей невротизации наш курс - к спокойствию и миру душевному, ведь «кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр. 34). Кризис? «Кто как может, но лучше чем Бог послал. Хлеба и воды довольно для человека. Так было и до потопа». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр.267).

Не будем забывать, что один, сам в себе, как Марсель Пруст, человек тоже может зайти далеко в тупик, в бесконечный тупик, даже если будет постоянно думать о смерти и внутренне работать над собой. Без православной церкви нету пути и истины: «…что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней; будь воздержен; ходи в церковь, разве немощи когда; молись за всех: много этим добра сделаешь; давай свечи, вино и елей в церковь: милостыня много тебе блага сделает». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр.270). И в конечном итоге «Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радостотворя сердца наша и управляя стопы наша на путь мирен». (Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006. стр.369). В общем, время всегда в пути. А Серафим Саровский показал нам, как его обрести и преумножить. В эффективности его тайм-менеджмента (времяуправления) может убедиться каждый, побывав в Дивееве и приложившись к его святым мощам.

Использованная литература:
1. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem,1995.
2. Преподобный Серафим в воспоминаниях современников. М.: «Ковчег», 2006.
3. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). Нижний Новгород, 2005.

«Щенок» - художественный фильм

 Щенок художественный фильмХудожественный фильм для семейного просмотра. Небольшой, всего 45 минут (как урок в школе!), но ёмкий по содержанию фильм помогает задуматься о сострадании, добре, о возможности иного выбора в жизни, кроме как двигаться в толпе.

Школа, юные пионеры со своими представлениями о добре и дружбе... Именно в этой среде разворачивается драматическая история Валерки. Непохожий на всех остальных детей 11-летний мальчик – изгой в жестоком детском обществе. Алеша, как и все его товарищи, при каждом удобном случае издевается над Валеркой. Но однажды происходит событие, которое заставляет Алешу совершенно иначе взглянуть на Валерку, а затем и на весь мир в целом...

Этот фильм стоит того, чтобы приобрести для домашней коллекции. Фильм на DVD в хорошем качестве можно купить в интернет-магазине "Озон" или "Доброе слово"

Фильм своей стилистикой воссоздаёт атмосферу 70-х прошлого века, тем самым он наверняка будет близок старшему поколению. При этом его обязательно надо показать своим детям, ведь это фильм о первом ПОСТУПКЕ ребёнка, о первом осознанно сделанном выборе.

Несмотря на мощный нравственный посыл, фильм не воспринимается как учебное пособие по воспитательной работе. При этом экранное время вполне позволяет учителям показать его на уроке или классном часе.

Остаётся добавить, что фильм стал призёром в программе «Наше новое детское кино» VII Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» (27 августа – 05 сентября 2009 г.); на IX Международном детском фестивале искусств «КИНОТАВРИК®» (31 октября – 8 ноября 2009г., г. Сочи), получил множество наград и дипломов.

Смотреть фильм "Щенок" он-лайн:

Фильм на DVD в хорошем качестве можно купить в интернет-магазине "Озон" или "Доброе слово".

Подробнее о фильме читайте на сайте телеканала "Радость моя".

Фильм "Щенок" номинирован на интернет-премию "На благо мира".
Проголосовать за фильм "Щенок" можно по ссылке >>

В начале статьи рисунок Арины Груниной, другие рисунки детей на тему фильма "Щенок" см. здесь.

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Благодатный Покров

Проповедь протоиерея Валериана Кречетова.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем день Покрова Пресвятыя Богородицы. Событие, которое легло в основу этого праздника, было в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятыя Богородицы, во время всенощного бдения. Всенощное бдение - это служба, от которой у нас теперь осталось в основном одно название. А вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называется - всенощная. Вообще на востоке богослужения совершаются чаше всего ночью, потому что днем очень жарко, трудно, а тут — ночная прохлада. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздусе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки...

Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молииши Сына Твоего Христа Бога нашего...

И, молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется - Покров. Она покрывает нас Своим омофором.

Радуйся, Радосте наша, покрьй нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Омофор — это главная часть архиерейского облачения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать священноначалия христианской Церкви.

Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называется орарь, от слова оранта — молиться, по-гречески.

Священник имеет епитрахиль, это та же самая лента, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще — овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах.

Эта же лента, которая имеет три конца — это архиерейский омофор, и тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: овча заблудшее взем на рамена своя.

Таким образом, омофор знаменует в христианской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан.

Нашей Русской Православной Церкви особенно по сердцу пришелся этот праздник. Вы знаете, что существует много праздников, дней памяти святых, но некоторые из них особенно почитаются у нас, как-то особенно близки нам по своему духу, по своему устроению. Всем вам известен наш святитель Николай. Наш — хотя он грек по происхождению, но по духу он настолько близок русскому православному человеку, что на Руси был как русский святой. Он, кстати, именуется в числе русских святых — причислен, как мы говорим, к лику русских святых.

И Покров тоже. В Греции этот праздник не отмечается так, как у нас — как великий праздник. Хотя явлен был там. Но видел это явление Андрей, Христа ради юродивый - славянин по происхождению. И в этом — удивительное свидетельство непостижимых путей Промысла Божия. Славянское семя, павшее на греческую землю, произрастило такого подвижника особого рода, Христа ради юродивого, Андрея. И ему, славянину, можно сказать русскому человеку, было открыто предстательство Матери Божией за род христианский.

Во всех этих примерах — непостижимая Премудрость Божия.

Mиp весь, земная, мирская мудрость кичится. Но Бог избрал немудрое мiра (1 Кор. I:27), как говорит апостол Павел. Именно в этом смысле для славян, православных русских людей было характерно как бы отвержение земной мудрости. Ведь вот другие изобретали всякие особые усовершенствования, вводили в хозяйство новшества. А мы этим не увлекались. Нет, были и на нашей земле изобретения и некие достижения, но преимущественно было духовное видение всего, что происходит. Поэтому в некотором смысле, как говорят теперь, Россия отстала от Европы. Но отстала — это не значит, что в худом смысле. Есть такое выражение: он, говорят, отстал от пьянства или от какого-то еще порока. Значит, отступил от него. В этом смысле можно сказать и об отступлении славян — что они во главу угла поставили духовное начало. И потому Господь благословлял простые труды, ибо упование было, прежде всего, на помощь Божию, а не на, выражаясь современным языком, химию и технику. Ведь особых, поражающих своей оригинальностью, новшеств на Руси не было. В земледелии были, прежде всего, соха, лошадь. В труде была, как изображается иногда, отсталость. «Отсталость» страны, которая должна была к 1922 году выйти на первое место в мире по всем показателям. Если вдуматься во всё это, иногда приходит такая мысль: не то ли самое юродство это было? Которое для других было юродством, но удивительным образом Господь через духовность благословлял простые труды и давал такое искусство, что люди одним топором могли сделать то, для чего теперь нужна масса технологий — например, чтобы какую-нибудь ложку сделать. Это знамение того, что всё совершает, прежде всего, благодать Божия. Когда народ отступил от благодати Божией и забыл о благодатном Покрове, ударился в достижения человеческого разума, он в течение нескольких десятков лет всё разрушил, испакостил, и мы свидетели тому, к чему приходят люди без благодати, без помощи Божией.

Покров Пресвятыя Богородицы — это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

Уже в начале этого века один человек, военный врач, тоже увидел видение. Ему явился святитель Иоасаф Белгородский, святые мощи которого недавно были возвращены Церкви, и сказал, чтобы молились Божией Матери, что только Она может умолить Бога и избавить от грядущих бедствий — а уже была война 1914 года, преддверие 1917 года и так далее. И, удивительно, когда он стал возвещать эти истины, уже в то время — как свидетельство отступления от истинной веры, которое уже началось, — его упрятали в психбольницу, как безумного, то есть это как раз было юродство.

Он говорил:

— Думаете, количеством штыков или зарядов можно победить? Нет, только милостью Божией, помощью Божией, благодатью Божией может быть победа.

И вот как раз это напоминает нам каждый раз праздник Покрова — что мы живем и будем жить только предстательством Матери Божией, благодатью Божией. Прежде всего на это нужно уповать. Во все времена, во всех обстоятельствах, особенно в обстоятельствах в земном смысле слова беспросвет ных и безнадежных, нужно прежде всего вспоминать о том, чем мы, собственно, живем и движемся и есмы (Деян. XVII:28). То есть — Святым Духом, благодатью Божией. Прежде всего к этому нужно прибегать. Вопрос ли питания — благословение Божие пятью хлебами насыщает пять тысяч. Вопрос ли выздоровления, эпидемий каких — множество есть свидетельств исцелений. Опять же святитель Николай — день его рождения празднуется 11 августа по новому стилю, этот день называется Николай Зарайский. Праздник этот установлен в городе Зарайске — это моя родина — после того, как во время холеры вокруг города обошли крестным ходом с образом святителя Николая и эпидемия прекратилась. Иконы Божией Матери вы знаете: Владимирская, Донская, Казанская... Матерь Божия не раз спасала Россию от нашествия врага, даже целых полчищ вражеских, которые готовы были растерзать нас. Все эти свидетельства даны нам для того, чтобы мы укрепляли свою веру и никогда не падали духом.

И сегодняшний праздник Покрова должен служить нам тем подкреплением, которое нам необходимо в нашей жизни. То, что витает, как говорится, в воздухе, слышится вокруг, о всяких страхах, ожиданиях чего-то — нужно все это отбросить и положиться на волю Божию, на милость Божию. Не будем предаваться суетным волнениям. Марфо, Марфо, не волнуйся, едино есть на потребу. Господь и это знает, знает наши нужды земные, и если нам нужно, то пошлет, умножит то, что есть. Как сказа но, святые верою... угасиша силу огненную, избегоша острен меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. А некоторые из них претрени быша, искушении быша, убийством меча умроша, да лучшее что улучат (См. Евр. XI:33-40). То есть, вот тут-то как раз — утешение и ответ на все волнения. Если Богу угодно, Господь укрепит. Если здесь нам уже нет сил, неспособны мы преодолевать искушения, Господь, по милости Своей, заберет отсюда. Пусть это будет каким-то Ему ведомым образом кончина, но кончина.

Когда-то эти слова так именно, просто сказал наш тогдашний настоятель, батюшка отец Сергий, Царство ему Небесное. В те времена — уже скоро двадцать лет будет со дня его смерти, так что, видите, идут уже десятки лет — было все хуже и хуже в духовном смысле. Церковь все больше залавливалась, были всевозможные преследования. Казалось, что дальше будет еще хуже. Ведь такое уже было: церкви закрывались, разрушались, все уничтожалось, духовенство почти всё пересажали. Потом стало еще хуже — началась война, полная разруха, нравственное, духовное разложение. И вдруг — началось возрождение. Но потом — опять гонения. Было даже высказывание: мол, последнего попа покажут по телевизору... Казалось, уже всё. И я, помню, спросил:

— Ну, уж, батюшка, конец, наверное, скоро? Он говорит:

— Да кто еще знает... Один Бог знает. Еще, может, сто лет. У Бога столько средств — всё вот так (он перевернул ладонь) может повернуть.

И повернул.

Кто бы мог подумать о том, что будут открываться храмы везде? Представления не имели. Нет, я, конечно, думал: «Да, у Бога все возможно...» Но представить себе такое реально, конечно, не мог. Когда же говорили еще раз о конце: «Батюшка, а как же быть-то в те времена?» — он сказал:

— Если Господь оставит, даст силы. А если не оставит, значит, неспособны мы те времена выдержать.

Да ведь это на самом деле так. Если мы в этих обстоятельствах не можем жить в любви и мире, то мы неспособны быть никакими мучениками. Это всё самообман. Евангелие, которое читается мученикам, начинается такими словами: Си заповедаю вам, да любите друг друга. И дальше: Аще Mip вас ненави дит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от Mipa бысте были, Mip убо свое любил бы... (Ин. XV:17-19). Если мы в этой жизни не можем жить в любви и мире, вы думаете, мы сможем во время гонений быть в любви и мире? Нет, не сможем. Сказано: Друг друга предадят, — предатели будут. Если мы без всяких страхов предаем друг друга, то что говорить о тех временах, когда, действительно, будут еще и страхи?

А если нет, если превозможем, то все это опять же не по самоуверенности — мол, я что-то могу, — а по благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей.

И потому в сегодняшний праздник Покрова помолимся, чтобы Господь дал нам силы, по предстатель ству Матери Божией.

А мы, Промыслом Божиим — в Ее храме. Господь сподобляет нас быть под особым Ее Покровом. Она, конечно, над всем мiром его простирает, но над теми, кто в Ее храме — особенно. Поэтому не будем падать духом ни в отношении себя самих, ни в отношении своих близких, ибо предстательство Матери Божией всемогуще.

Аминь.

См. также: - Покров Пресвятой Богородицы


Источник: Азбука веры

Прыг: 075 076 077 078 079 080 081 082 083 084 085
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:

Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.