Пригласите на танец одиночество

Пригласите на танец одиночество Существует одиночество абстрактное, но есть и социальное. Первое может быть полезным. Второе, как часто бывает, - это плод искажённой жизни.

Одиночеству необходимо пребывать в согласии с жизнью в обществе, подобно дню и ночи, которые, не препятствуя друг другу, составляют завершённость. Личность человека созревает в одиночестве, в стылой пустоте, где ему становится понятно: и рождаться на свет Божий, и сходить в могилу придётся самому. В этом вакууме человек ищет тепла и принимается за молитву. И тогда опустошённость наполняется Господом, прошлое приобретает смысл и вечность становится бесспорной. Вне обособленности, в суетливой толкотне эти вещи становятся недосягаемыми, и мы подвергаем себя риску на всю жизнь остаться пустышками.

Всеми покинутым считает себя человек-потребитель, слышащий только слово «возьми», но не воспринимающий слово «дай». Лишь не умея любить, можно ощутить себя отшельником. У тебя есть руки и ноги – части тела, которых лишены тысячи таких же людей. У тебя есть куча денег, а где-то недалеко вдова с тремя детьми ютится в однокомнатной квартире. И если бы в твоём сердце жила любовь, то жизнь твоя была бы переполнена благословениями от обогретых тобой людей.

Один-одинёшенек громоотвод на высотном здании. Бобылём плавает меж галактик брошенный экипажем космический модуль. Никому не нужный, с бешеной скоростью он наматывает круги вокруг Земли. Живые же существа кому-то нужны, если они в ком-то нуждаются.

В былые времена людей сближала беда. Женщина шла к могилам незнакомых солдат с надеждой, что где-то далеко такая же безутешная мать присмотрит за могилкой её погибшего сына. С подобным душевным порывом люди совали в руки чужим сыновьям еду и одежду. Духовный закон работал безотказно, и их дети тоже были кем-то одеты и накормлены. Если лихо обожгло душу, если человек в жизни что-то осмыслил, то он может не закрывать на ночь дверей, а на именины звать к себе всех соседей. После войны люди так и жили.

Некоторую долю опасений вызывает тот факт, что, приди сегодня серьёзная напасть, люди скорее ожесточатся, чем станут чище, быстрее озвереют, чем оттают, больше уйдут в себя, чем попытаются унять чужую боль. В нашем обществе придуманы специализированные учреждения, отводящие минимум любви людям, которые никому не нужны. Разнообразные интернаты, дома престарелых и психиатрические лечебницы. Сыт, обут и одет – что ещё нужно? Окружающая действительность напоминает разбитый на секции улей, наполненный эгоистами. Обитатель отдельно взятой секции что-то жужжит сама себе, с улыбкой слушает от себя признания в любви, предаёт анафеме остальную часть улья и жалуется на бездушие и рутину.

Надо взять в руки хороший ломик, пробить дыру в соседнюю секцию, и спросить: «Чем я могу тебе помочь, братишка?» Можно, как вариант, вместе что-нибудь спеть, или вдвоём сломать стену следующей секции, где голоса слишком уж тоскливые. Необходимо разрушить дьявольскую разобщённость, рождённую европейским индивидуализмом.

Но, наряду с этим, весь человек не делится на общество. Ему нужны и своя опора, и своя пустошь, и свои бремена. Ему надо находить время для личного одиночества. Можно спрятаться под одеялом с любимыми чётками, можно посещать недалёкое кладбище, где очень хорошо думается. Заодно и свечки поставить незнакомым усопшим. Не лишним будет завести будильник на три часа утра, и до пяти почитать Притчи Соломона. Как бы там ни было, любой живой человек нуждается в месте для уединения. А выходить из него к людям желательно успокоенным и готовым прийти на помощь.

Западный мир поставил перед нами много вопросов. Чем достигается спасение – верой или делами? Что важнее – Писание или История? Особняком стоит вопрос об одиночестве: одиночество или общность? В православном единстве этот вопрос упраздняется. Любовь к Господу требует молитвы в тайном месте. Любовь к ближнему тянется к людям. Оба проявления любви иногда переплетаются и устремляются в небо, как общее пламя, чтобы потом разделиться и гореть поодиночке. Но лишь до времени.

Есть только миг...

Один человек назвал настоящее лучиком, непрестанно передвигающимся от уже утерянного прошлого к ещё не существующему грядущему. С данной точки зрения разновидность времени – мираж. И наряду с этим, каждый краткий миг нашей жизни – это ступеньки верёвочной лестницы, ведущей либо вверх, к высотам духа, либо вниз, в бездонную пропасть.

Совесть кулачком в бок толкает память. Проснувшаяся память хочет убаюкать совесть, чтобы человек не убегал в уединённое место лить слёзы, а, по обыкновению, занимался повседневными делами.

Совесть не признаёт срока давности для уже совершённых дел. Все дела, подверженные нравственной аттестации, сделаны «сегодня». Так рассуждает совесть, поскольку она – от Господа.

Время морочит человеку голову. На историческом поле, на том самом месте, где Каин убил Авеля, сейчас, возможно, стоит супермаркет. Или, как вариант, зеленеет футбольный газон, где в свой выходной на ящик пива играют две команды пузатых (и не очень) мужиков. Вы крикнете им: «Уважаемые! Вы гоняете мяч на месте, где совершилось первое в истории человечества убийство!» А в ответ услышите: «Ну и что? Прошлым жить нельзя. Лучше займись настоящим – подай мяч».

Может быть, это вполне логично. Но у совести особая логика. Она упряма, и далеко не всегда согласится выслушать побочные аргументы. «Вчера», «десять лет назад» и «до нашей эры» для неё существуют единовременно. Грех – он и есть грех, без всякого срока давности.

Показывая фото из альбома своим новым приятелям, мы говорим: «Это я на школьном выпускном, это я на службе в армии. А вот я на море». Смысловая тень от наших слов падает на протекающие и изменчивые обстоятельства: «в школе», «в армии», «на море». Для совести же весомо то, что и там, и сям, и повсюду – один и тот же «я».

Тебе вспомнился какой-то твой грязный поступок (такое бывает), и в груди неприятно кольнуло. От тебя тут же следует приказ дивизии оправданий - выдвинуться на передовую. «Я не знал», «так получилось», «это случилось очень давно», «так многие делали». Если отдельно взятую увёртку превратить в кирпич, то их количества вполне хватит для строительства многоэтажного дома.

Но придёт время, и от этого здания камня на камне не останется. Спрятанное найдётся, забытое припомнится, и то, о чём, казалось бы, никто не догадывался, будет обнародовано с крыш небоскрёбов.

Поразмыслишь об этом, сидя в бане на верхней полке, и по спине пройдётся неприятный холодок. Осознаешь это, стоя на троллейбусной остановке в январский мороз, и враз станет очень жарко.

Прошлое не пропало, оно просто притаилось в укромном месте. И тем опаснее будет затем его неожиданное появление.

Будущее тоже порождает хитрости и умножает заблуждения. Ещё не наступив, оно уже пытается нас дурачить и раздавать заверения, как мошенник на сделке. В нашем мифическом будущем мы воображаем, что успеем всё поправить, зализать раны, прикрыть наготу и бесчестье добротной одеждой. А мусорный бак промахов и подлостей перевесим вагоном благородных и хороших дел. В общем, заживём. Увидим небо в сапфирах, будем много трудиться и есть честно заработанный хлеб. Возможно, даже построим прекрасный мост, или в один присест попробуем осчастливить сразу всё человечество.

Когда щёки лихорадочно горят от приторных мечтаний, совести нелегко противостоять этой фальсификации. Всё-таки думается о хорошем. Многим из нас близки слова князя Игоря: «О, дайте, о, вручите мне свободу! Смогу ли я загладить свой позор?» Кто и как в реальности «смыл пятно своего позора», получив «свободу», знают, опять же, только Господь и совесть. Бесспорно лишь то, что мечтать иногда опасно. Воспалённый мечтаниями разум может с ещё большей прытью убегать от действительности, пренебрегать ею, а затем помахать ручкой практическим делам. Любые основательные перемены требуют настойчивости и подчас однообразного труда, когда кажется, что желанная цель отдаляется вместо того, чтобы приближаться. Любитель фантастики и мгновенных результатов обычно неустойчив к полуденной жаре и тяжёлой работе.

Жить в долг – нехорошо. Слабость к кредитам чревата неприятностями, особенно если подписываешь долговые векселя ради вещей и несущественных целей. Будущим, как банковским кредитом, невозможно рассчитаться за прошлое. И надежда на будущее благо не обезболит рану, нанесённую прошлым.

Грядущее может вообще не наступить. Улыбающийся чиновник лёгким движением кисти и ножниц перерезает ленточку на сдаваемом объекте. Ножницы костлявой старухи так же легко укорачивают наш жизненный серпантин. Чем меньше «объект готов к сдаче», тем нестерпимее внезапное посягательство смерти на наши планы.

Фантазии о будущем соответствуют ностальгии о былом. В рассказе Чехова юноша, оказавшись на ночлеге у костра, внимательно слушал то, о чём разговаривают взрослые. Ему показалось, что он видит очень несчастных людей, сидящих рядом с ним возле огня. Но они были безумно счастливы в своём давнем прошлом. Этот печальный вывод исходил из услышанного парнишкой. Обо всём, что происходит в их жизни сейчас, люди говорили с неприкрытой злобой и раздражением, а то и с пренебрежительной усталостью. Когда же разговор заходил о днях минувших, глаза у всех загорались и голоса звучали намного бодрее. Во вчерашнем дне они были рассудительны, сильны, любимы и счастливы. Чехов вложил в уста молодого человека важную мораль: «Русскому человеку не нравится жить. Ему по душе воспоминания о жизни». Если в словах классика мы узнаём себя, значит, с собой мы не в ладу.

В одной из проповедей некий митрополит упоминает о необходимости «возвратиться под свою кожу». То есть жить определённо, а не в томной романтике. Но жить и размышлять конкретными категориями может и рыночный торговец, и убийца, делающий контрольный выстрел в голову. В данном случае нужно, чтобы конкретика насыщалась не мирской логикой, а подлинной верой. Ведь, если нынешнего Адама, как давеча в раю, Бог спросит: «Где ты, Адам?», - то в ответ услышит либо «я освежаю в памяти прошлое», либо «я строю воздушные замки будущего». Оба ответа неуместны. В крайнем случае, не должны занимать главенствующего места в нашей жизни.

Чтобы не увязнуть в болоте того, что было и не изобретать в разуме фантомов будущего, необходимо ходить перед Господом. Эта библейская фраза означает умение жить «сейчас и здесь», но не на «авось» и не так, как захочет левая нога. Это значит жить интенсивной и осторожной внутренней жизнью. Вот тогда полотно времени, разрезанное на века, десятилетия, годы, недели, часы и секунды, покорится вечности. Следовательно, прошлое больше не будет смущать совесть, а выдумки о будущем не смогут отнимать душевную силу.

Автор: Долгий В.П., на основе проповедей священников

Внутренний мир гордого человека

Исследование внутреннего состояния гордеца, по учению святых отцов.

Бог гордым противится,
а смиренным дает благодать.
(Иакова 4:6) (I Петра 5:5)

В этой работе описывается внутренний мир гордого человека. Что это за человек, чем он живет, какие у него качества и слабости. Что от него можно ожидать. Так как основное качество западного человека является гордыня, то эта работа косвенно объясняет и его. Эмигрант тоже постепенно вливается в этот мир. Изучив гордыню по творениям святых отцов Церкви, православных психологов, перед нами открывается внутренний мир западного человека и его политики изнутри. Светская психология гордыню не видит.

Введение.

В этой работе описывается внутренний мир гордого человека. Что это за человек, чем он живет, какие у него качества и слабости. Что от него можно ожидать. Можно сказать что у всякого народа есть разные люди и типы. Но, у каждого народа преобладают одни типы, а у другого другие. Часто говорят: «Они другие», но в чем и как - об этом не говорится. На Западе преобладает гордыня и поэтому русскому человеку нужно ее понять и изучить. Нужно знать для того чтобы правильно с ними поступать и не делать ошибки, а также чтобы самому не заразиться гордыней. Порок гордыни очень вредный и окрашивает все поведение и мировоззрение гордеца, которые, при пристальном рассмотрении, очень отличаются от христианского образца (архетипа). В Священном Писании (Библии) есть много мест говорящих о вредности гордыни.

Этот труд - разбор внутреннего мира гордеца. Для лучшего понимания, видимости и облегчения ссылок, отдельные пункты в тексте обозначены трехзначными числами.

Нужно помнить что отсутствие гордыни - есть естественное состояние человека, а гордыня всегда снаружи внедряется в него. Поэтому у большинства народов нету гордыни. Это ясно видно у народов которые живут среди природы. Она появляется когда людей учат что они что-то особенное из-за их веры, национальности, рода, расы, положения и т.п. В Православии вредное влияние гордыни хорошо понято и поэтому ведется борьба с этим пороком. Этого нельзя сказать о Западе и о западных христианских вероисповеданиях, у которых гордыня воспитывается прямо или косвенно.

Запад погряз в своей гордыне, не видит свои грехи и считает русское отсутствие гордыни неправильным и старается ее насадить - чтобы русские люди были как они. Таким образом гордыня насаждается косвенно в России через все контакты с Западом и таким образом основная западная духовная болезнь передается русским людям. Поэтому, в России, в спешном порядке, нужно создать литературу для руководства, основанную на христианском и православном взаимоотношениях между людьми и обществом. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Можно брать материал изданный на Западе и согласовать его с православным мировоззрением.

В наше время увеличиваются контакты между русскими людьми, людьми из Восточной Европы и людьми Запада и поэтому очень важно знать кто они такие и как с ними общаться. Так как их основное качество есть гордыня, мы надеемся что эта работа будет способствовать пониманию Запада, а также лучшему пониманию русской и Восточно-Европейской культур.

Конечно гордыня не есть единственное отличие Запада от русских и вообще жителей Восточной Европы. Кроме гордыни и ее составляющих, они еще отличаются своим материализмом, эгоизмом, либерализмом, влиянием Зигмунда Фрейда и т.д. и т.п.

Примечание.

В этой работе находится материал который содержит ключ к пониманию как западных людей, так и нас самих. Эти темы еще нужно разработать более подробно и включить в будущие исследования, книги и учебники по православной психологии, согласованные с православно-христианском учением. Поэтому, для более легкого понимания текста и быстрого нахождения нужного места, отдельные абзацы обозначены пунктами - трехзначными числами.
Весь текст относится и к мужчинам и к женщинам, но иногда написано «он», а иногда «она».

100 - ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

101. Что такое гордыня.

В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда. [По св. Феофану Затворнику, у человека есть три составляющих: плотская (телесная или физическая), душевная (исходящая из разума или интеллекта) и духовная (относящаяся к нравственности и к Богу) и три соответствующих потребностей. Нужно сказать, по сугубо православному учению у человека две составляющие: плотская и душевная. Духовная составляющая - это всего лишь высшая часть души. Это нисколько не умаляет рассуждения св. Феофана].

Гордыню нельзя смешивать с достойным поведением. Первое - это когда человек считает себя лучше другого. Второе - это когда человек требует от себя качественного поведения.

Как было уже сказано выше, Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: «Начало греха - гордость» (Сир. 10:15). Значит, начало всех грехов есть гордыня. Добродетель противоположная гордыне - смирение, есть начало всех добродетелей.

В Притчах Соломона есть: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притчи 16:18). Из этого следует что гордыня и ее дочерь надменность ведут к погибели и падению.

У святых отцов много написано насчет гордыни. Например св. Тихон Задонский пишет:

«Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается». (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, с. 246).

Чтобы понять нижеследующие рассуждения как минимум нужно прочесть "Что такое гордыня".

Нужно сказать что гордыня - это не один какой-то грех, а - это целый букет отвратительных, человеконенавистнических грехов. Все эти грехи во многом тормозят жизнь гордецу. Конечно - это нужно понимать и с этим грехом нужно бороться. В особенности это нужно понимать русским людям, которые каким-то образом попадают на Запад, чтобы не поддаваться отрицательному влиянию и не копировать.

Приведем здесь цитату православного русского доктора психиатра нашего времени Д.А. Авдеева, работа "Духовная сущность психических расстройств":
Приведу еще одно очень важное духовное наблюдение: "Враг пал гордостью". Гордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот - искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными "(Иеромонах Софроний "Старец Силуан Афонский").

102. Православие и психология.

Православие и психология не противоречат друг другу.

Психология объясняет почему человек стал таким какой он есть, какая была причина. Иногда, если эта причина убирается, или человек понимает причину своего поведения то он вылечивается. Но, светская психология еще не установилась, есть много теорий и их помощь маргинальная.

Православие учит что есть грех, греховное состояние и что оно вредит человеку, его окружению и обществу. Оно идентифицирует грех и имеет методику лечения. Методика включает: идентификацию греха, молитву, пост, борьбу с грехом, покаяние, исповедь и причастие. Христианство и в особенности Православие - это единственная религия которая лечит человека. В святоотеческих произведениях находится учение которое можно условно назвать Святоотеческой психологией или православной психологией. Хотя ее методы общеизвестные, но в данное время, в православном миру, она только оформляется. Смотрите «Врачевание личности в Православной Церкви - Аскетика».

На Западе самый успешный метод лечения алкоголиков - это метод «12-ти шагов» (12 Step Program), который включает молитву и исповедь. По этому методу лечат наркоманов и других павших в зависимость «голиков». Они лечатся молитвой, работой с больными, физическим трудом, в особенности в природе и т.п. Эти методы, приспособленные к Православию, постепенно появляются и в русском пространстве.

103. Стадии болезни. Гордыня - это духовная болезнь которая появляется в разных вариантах и стадиях. Степень болезни может быть разная - сильная или слабая.

В пункте №218 - Множественная личность, говорится что у гордецов часто бывает вторая личность, их основная, более умеренная. Обыкновенно она для дома, семьи или когда гордец расслабится. От глубины гордыни зависит когда она появляется. При глубокой гордыни вторая, умеренная личность может вообще не появляться. Такие люди очень трудные или даже невозможные.

104. Подражание гордыни эмигрантами. Интересный процесс происходит со всеми эмигрантами - они постепенно впитывают местную поведенческую культуру. В нашем случае мы рассмотрим русских эмигрантов. С другими нациями происходят схожие процессы.

Если иммигрант приезжает на Запад после 18-ти лет, то он чаще всего принимает особенности гордыни только наружние. Внутренние качества затрагиваются меньше. Когда смотришь на такого человека, то внешнее его поведение полно гордыни. Но, когда его узнаешь поближе, то видишь что у него сохранилась классическая русская открытость и даже скромность.

Если же он приехал до 18-ти лет и здесь учился в средней школе, то принимает и внешние и внутренние качества. Конечно все это происходит не однозначно, а по-разному, зависит от многих обстоятельств.

105. Человеческая глупость. Иногда недалекий человек, чтобы казаться больше чем он на самом деле, напускает на себя важный вид, важничает, гордится, пыжится и выглядит как индюк.

200 - ОБЩИЕ КАЧЕСТВА.

Какие у гордеца общие качества его характера и какое его поведение? В общем вкратце можно сказать что у него мания величия.

201. Высокомерие. Гордый человек показывает свое высокомерие когда говорит с другими людьми «с высока» и покровительским тоном. Высокомерие не презрение, но недалеко от него. Он должен всеми своими делами и словами указать что он лучше другого человека. Нужно помнить что такое поведение мерзко людям и Богу и они от такого человека уклоняются. Конечно, такое поведение не остается незамеченным и другие люди его за это недолюбливают.

202. Не терпит критику. Одно из самых основных отличий гордеца - это он не терпит критику. Ни в коем случае нельзя его критиковать, некоторые этот пропуск помнят долго, а некоторые навсегда.

Автор помнит несколько случаев в которых русская мать лишилась своего сына потому что она осмелилась высказать свое неудовольствие его жене, иностранке. После этого матери было запрещено бывать у сына и даже видеть своих внуков.

Что же делать если нужно сказать что то отрицательное? Нужно как то намекнуть, сказать не прямо, а косвенно. Не зная западную поведенческую культуру и все ее сложности, сделать это трудно. Самое основное - это нужно дать человеку возможность «сохранить свое лицо» (save the face) и не ударить лицом в грязь. Значит, критиковать нужно очень осторожно, нужно подобрать подходящий момент и намекнуть. Дело в том что намеки не так легко делать и они просто могут не понять, или намек может быть слишком прямолинейный.

203. Нужно сохранить свое лицо. Как было сказано выше, гордец не терпит критику и не может признать свою ошибку. Поэтому, он будет выдумывать всякие теории которые дадут ему возможность сохранить свое лицо (save his face). Ошибка не его, а кого-то кто не присутствует или системы. Очень удобно винить систему и самому оставаться в стороне.

204. Обидчивость. Последствие гордыни и высокого мнения о себе бывает подозрительность, что ему не воздают должное, что с ним не так разговаривают, не так поздоровались, не так сказали. Как это они могли так ему сказать и т.д., и т.п. Все это может постепенно вылиться в параною (болезненная подозрительность).

Есть обидчивость и чувствительность в юношеском возрасте из-за непонимания людей, жизни, своего места. Это может продлиться и в старшем возрасте.

205. Упрямство. Упрямство прямо истекает из гордыни и самоуверенности. Таким людям ничего нельзя доказать. Они действуют как будто они все знают, все умеют, ошибки не делают и во всем другие виноваты. Конечно, им нечего уступать, так как они же всегда правы. Вот и выходит упрямство.

206. Зависть. Зависть - это старый грех, который был известен еще в Ветхом Завете, 3.500 лет тому назад. Он описан в последней из десятой заповеди Моисея, в которой говорится что нельзя желать ничего чужого (Исход 20:17, Второзаконие 5:21). Гордый завидует людям которые в какой то степени лучше его. Он не может радоваться их успеху, его грызет зависть.

Покамест его чувства не вылились наружу, гордец больше всего вредит самому себе. Физиология гордеца реагирует на его чувства и у него появляется головная боль, или поднимается давление, или начинает развиваться язва. Завистник иногда не может скрыть свои чувства от того кому завидует, он бледнеет или говорит колкости и неприятности ему, осуждает его, начинает недолюбливать и даже ненавидеть своего соперника и т.п.

Зависть, ужасное качество и может появиться в семье, между детьми, супругами и т.д.

207. Не видит свои ошибки. Гордый человек не знает себя и поэтому имеет преувеличенное чувство о себе. Он видит себя в розовом цвете. Раз он не слушает и не внимает критике, то с временем его порок увеличивается и он все больше и больше углубляется в свой порок.

Очень часто он свои ошибки и грехи приписывает к своим жертвам и им же обиженных. В светской психологии этот прием известен как «проекция» (projection).

На Западе, где много гордецов и они конечно не видят и не признают свои ошибки, недавно появился интересный метод сообщения им об их поступках. Называется это «вмешательство» или «интервенция» (intervention). К гордецу приходят сослуживцы, друзья, родственники и т.п. и говорят ему о каком-то его недостатке. Под влиянием таких свидетелей, он в конце концов сдается, соглашается и обещает принять какие-то шаги для улучшения своего поведения. Просто, дешево и эффективно.

208. Искаженная вера или неверие. Гордыня, в основном - это возвышение самого себя, из чего следует и неверие в Господа Бога. Поэтому, гордыне часто сопутствует искаженная вера или просто неверие. Нужно не забывать что гордыня - это не просто какой-то один грех, а это целый букет грехов. И, конечно, гордый человек не может верить смиренно по-православному. У него всегда будут какие-то отклонения и поэтому его вера неполноценна.

Как было уже сказано выше (207), одна из самых больших помех - это что он не видит своих грехов, не думает о них, не исповедует их и поэтому не развивается духовно и нравственно. Другая помеха - это что он не слушает советы и критику друзей, что тоже препятствует его пониманию самого себя и своих поступков.

Гордец говорит, что в это я верю, а в это нет или начинает придумывать какие-то свои теории и отклонения. Он легко осуждает верующих, духовенство и Церковь. Из-за духовной неграмотности, как это не странно выглядит на первый взгляд, он часто попадает к сектантам, верит в спиритизм, перевоплощение (reincarnation), New Age и т.п. Его мировоззрение не основывается на твердыне Православия и поэтому он легко подпадает под влияние других людей, или подается промыванию мозгов.

209. Осанка. Гордого человека иногда выдает его осанка. Вид у него самоуверенный и надменный, этим он иногда похож на индюка. В особенности, если он среди тех, которых он считает низшими. Он держит голову высоко и его нос слегка выше горизонтали. Смотрит он на всех немного прищурясь. Если мужчина, то иногда самоуверенно и даже нахально держится и расставляет ноги. Отец архимандрит Спиридон (Ефимов) очень метко их определил и называл «индюками».

210. Трудно стать в церкви на колени. Гордому человеку трудно стать в церкви на колени. Он встанет с трудом, или на одно колено, как-то неуклюже. Чтобы сохранить свое лицо (203) он придумывает всякие оправдания для себя и, что важно, он им сам верит.

Поэтому, в Православной Церкви, которая всячески старается лечить гордыню у верующих, часто нужно стоять не только на коленях, но и делать поклоны поясные и даже земные.

211. Самодурство. Для нашей дискуссии определим самодура, как человека мало знающего, но из за своей гордыни и большого самомнения вообразившего что он пуп земли. Он рассуждает с уверенностью о вещах о которых мало или почти ничего не знает. Люди наивные, не знающие этот предмет и людей, верят и даже подражают ему.

Хороший пример такого самодурства - это граф Лев Толстой. Духовную литературу он не знал и не читал, но, из-за своего успеха как писатель, он возгордился, начал критиковать Православие и дошел до того, что решил написать свое Евангелие.

212. Эгоизм или самолюбие. Гордый человек непременно эгоист, он же ставит себя выше других. В каком то смысле он становится олицетворением эгоизма. Конечно, он это не понимает и не чувствует. Из этого следует: он не может по-настоящему сочувствовать, сострадать и любить. Все эти чувства часто требуют самопожертвования ради другого. Хороший показатель их внутреннего состояния это то, что они говорят человеку под стрессом. Обыкновенно это бывают общие, стандартные, шаблонные фразы. Смотрите еще пункт № 506 - Не может любить.

213. Отсутствие скромности - нахальство. Гордец не отличается скромностью. Он уверенно высказывает свое мнение, даже когда не знает о чем говорит.

214. Самоуверенность. Самоуверенность гордого человека не имеет предела. Он не видит своих отрицательных качеств и всегда во всем находит себе оправдание. Свои ошибки он приписывает другим. Светская психология называет этот процесс "проекция".

215. Большое самомнение. Откуда у них берется большое самомнение? Во первых их так воспитывают. Во вторых часто в этом бывают виновны матери, чаще всего одинокие и без супруга, до безумия неправильно любящие своих детей и постоянно им вдалбивают в голову, что они или умные, или красивые, или талантливые и т.д., и т.п. (Смотрите раздел 400 - Причины гордыни).

216. Ксенофобия, этнофобия и расизм. Ксенофобия (xenophobia) - это недолюбливание чужих людей, а этнофобия - иностранцев. Гордый человек имеет большое самомнение и считает себя лучше других. Такой настрой сказывается на всех его отношениях с другими людьми. Ксенофобия порождает этнофобию, расизм, а также и русофобию.

Все люди в западной Европе страдают этим недугом, который унаследствовали от Римской Империи, через Римскую (Католическую) Церковь. Все они недолюбливают друг друга и считают себя лучше других. Мало того, в их учебниках они пишут, что этнофобия нормальное явление. Почти все они были колонистами и вели себя неподобающе. Об этом подробно говорится в других работах. Смотрите на ссылки внизу этой работы.

217. Русофобия. Русофобия является обыкновенной производной западной гордыни, ксенофобии, этнофобии и расизма, а также и некоторых других обстоятельств как: страх неизвестного, «загадочной души», конкуренции, «огромности», Православия и т.п. Она глубоко укоренилась в западных культурах и народах.

Западные страны можно представить как группу крыс которые сидят и играют в карты. Они между собой разделили весь мир и каждый по-своему этим пользуется. У них все рассчитано и все принято во внимание. И вдруг, вваливается непрошеный медведь и хочет с ними играть в карты. Бедные крысы в ужасе не знают что делать, как поступать, стараются всякими способами ослабить влияние и значение медведя.

218. Множественная личность (Multiple Personality). Человек страдающий гордыней не может весь этот отрицательный багаж всегда носить с собой. Поэтому, очень частое явление что у него две личности, и это касается не только его внешнего поведения, но и внутреннего мира. Скажем, на службе и с подчиненными он одна личность, а дома, в семье он другая. Иной раз появляется и третья личность. Мало того, иногда гордец с одним и тем же лицом переходит из одной личности в другую - горе такому человеку или другу. Но - это уже на грани психического расстройства. Смотри тоже (102) «Стадии болезни».

Конечно, психически и духовно нормальный человек имеет всегда только одну личность. Под большим стрессом он может «выйти из себя», но это на очень короткое время.

219. Считают скромных глупцами. Гордец, конечно, считает свое поведение правильным, он же свои ошибки не видит и не понимает. Когда он встречает скромного человека, который является полной противоположностью ему, то считает его за глупца и за недалекого.

300 - КОНКРЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

301. Не любит советы. Нормальное поведение - это когда человек выслушивает искренние и знающие советы. Гордому человеку это трудно. Он не может допустить, что кто-то больше его знает. Конечно мы не говорим о назойливых, агрессивно настроенных людях которые всегда все знают и вечно всем дают совершенно ненужные «советы».

Таким образом гордец теряет очень много. Общение и обмениваться опытом, это же основа жизни. В книгах мы читаем о разных людях. Там все подобрано, отобрано, редактировано и многое что уже устарело и не подходит к теперешнему моменту. Настоящая жизненная информация находится в головах людей - это и есть самое последнее. Через общение мы узнаем о жизни, опыте других людей, любим. Все это гордец теряет. Он живет сам по себе, ни с кем не общается и конечно он какие-то области совершенно не знает. Чем больше он живет, тем больше чувствуется его «отсталость».

Несколько это поведение недальновидное и просто глупое можно увидеть из того факта, что Господь Бог говорит и действует через других людей. Иногда слово и совет от самого Господа Бога может выйти из уст младенца или совершенно неожиданного человека или даже атеиста. Гордец же закрывает дорогу к другим людям, их опыту и знаниям, а может быть и к Самому Господу Богу.

Конечно, нужно себя заставить тихо и спокойно выслушивать советы и конечно нужно поблагодарить, если совет был ценный. Бывают случаи, когда гордец открыто заявляет, что ему ваш совет не нужен, а когда нужен, то тогда он вас попросит.

Довольно частое явление, что, непонимая гордыню в западной культуре, русская мать решила подправить или дать совет своей западной невестке (daughter-in-law) и поплатилась тем, что ей был запрещен вход в дом своего сына. Бедная мать была лишена общения со своим сыном и даже внуками.

302. Ничем нельзя удивить. Когда вы говорите с гордым человеком, то можно говорить только на общие темы. Все новое они не хотят принимать и говорят что это они уже знают. Их гордыня не позволяет признать, что они что-то не знают.

Гордец с скучающим видом и с трудом слушает, делает на лице мину и говорит «да, я это уже знаю». Он не может признать, что он что-то не знает.

303. Это твое мнение, а это мое. Гордец не в состоянии тихо и спокойно говорить о спорных вопросах и в разговоре приходить к общему знаменателю. Показывает упрямство, гордыню, неспособность выслушать противоположное мнение, взвесить свое и может быть изменить. Поэтому он чаще всего избегает спорные разговоры и говорит, что «это твое мнение, а это мое». Таким образом не дает другим возможность изменить его мнение - он сохраняет свое лицо. С ним невозможно говорить, не интересно, он скучный. Мало того, он себя отрезает от жизни, от возможности чему-то научиться, он не движется вперед - он замерзает на одной точке.

304. Неумение общаться. Гордец не умеет общаться и он не очень любим. У него нет интереса к другим людям и он не может сочувствовать им. Он говорит монологами (one way communication) и, когда, другой человек заговорит, он теряет интерес и старается найти какую-то отговорку, уйти. Таким поведением гордец теряет много.

Как это было уже сказано выше, общение - это основа нормальной жизни. В книгах мы читаем о других людях. Все это подобрано, отобрано, отредактировано и многое что уже устарело и не подходит к теперешнему моменту. Настоящая жизненная информация находится в головах людей - это и есть самое последнее. Через общение мы узнаем о жизни, опыте других людей, любим. Все это гордец теряет. Он живет сам по себе, ни с кем или мало с кем общается и, конечно, он какие-то области совершенно не знает. Чем больше он живет, тем больше чувствуется его «отсталость».

Гордец не умеет слушать. Он не заинтересован другим человеком и он его не интересует, поэтому ему трудно сосредоточиться. Когда он не говорит, то он ерзает и находит какую-то причину чтобы уйти.

305. Не может открыться. Гордец не может открыться и говорить по-душам. Он может выслушать, что похоже на открытость, но не может говорить о себе. Из этого выходит, что ему очень трудно иметь полноценные, близкие отношения. Когда он слушает другого, то он получает удовлетворение, что вот он кому-то помогает. В тоже самое время, он чувствует что он лучше другого.

Из за неумения общаться и открыться гордец имеет мало или вообще не имеет друзей. Он тоже не может любить, а если, как он думает любит, то эта любовь не полноценная. Любовь же - это на первом месте общение и открытость.

Из за неумения открыться, на Западе ходят к всяким «специалистам», которые пользуясь сомнительными теориями, якобы лечат. Большой вопрос: если такое лечение вообще помогает? Во всяком случае, общительные люди и не страдающие гордыней многое что получают от обыкновенных разговоров по душам со своими близкими и друзьями.

306. Не может говорить о своих слабостях. Гордец не может говорить о своих слабостях. У него всегда все нормально и нет никаких затруднений. Он с удовольствием будет слушать о затруднениях у других людей, но сам о себе ничего не скажет.

307. Не может смеяться над собой. Гордец имеет большое самомнение о себе, видит себя сквозь розовые очки и, конечно, ему почти-что невозможно смеяться над своими поступками. Он же не видит своих ошибок, а если и видит, то не может их признать другому человеку.

308. Не хочет помощи. Гордец не может признать что у него затруднения. Берет помощь когда она ему действительно нужна. Часто делает вид как будто эта помощь ничего особенного, но вот он делает почти доброе дело и дает возможность добродетелю ему помочь.

309. Не любит своих добродетелей. Как сказано выше, гордец чаще всего не помнит людей которые ему помогли, но, даже если помнит, то их недолюбливает. Таким образом, одно из самых отвратительных качеств гордого человека - это недолюбливание и даже ненависть того, который ему сделал добро. Гордый поможет другому и будет чувствовать удовлетворение, это его еще больше способствует его гордыне и ставит его выше других. Но, он с трудом примет помощь от других, В последствии, он будет своего добродетеля недолюбливать. Будет его всячески унижать и оскорблять или даже делать ему неприятности.

310. Отсутствие благодарности. Гордецу трудно благодарить. Добродетель по-отношению к себе он не чувствует и поэтому не видит почему ему нужно благодарить.

311. Не помнит своих добродетелей. Гордец не помнит людей которые ему как-то в чем-то помогли. Он думает, что он достиг все сам своим разумом и трудом. Конечно, он не признает Божий Промысл и странные случайности объясняет просто совпадением.

312. Не может простить. Гордец, конечно, не может простить или прощает с большим трудом. Он же не видит своих ошибок и во всем винит других. Он свои ошибки приписывает другим, что психологи называю «проекцией» (projection). Народная мудрость это явление называет «перекладывание с больной головы на здоровую». Таким образом гордец создает для себя «альтернативную реальность» (alternative reality). В крайних случаях такое поведение приводит к паранои (paranoia). Вот почему всегда нужно стремиться видеть правду.

313. Не может извиниться или покаяться. Гордецу очень трудно извиниться, а еще сложнее попросить прощение. Этим поступком он же признает что, он может делать ошибки.

314. Злоба к своей жертве. Одно из самых неприятных, богопротивных, человеконенавистнических качеств гордеца - это его злоба, иногда доходящей до ненависти, по отношению к своей жертве. Скажем, когда-то гордец кого-то как-то обидел или сделал что-то плохое, или даже ужасное. Конечно, гордец не может признать свою вину, покаяться, попросить прощение, как-то исправить сделанное, то он начинает поносить свою жертву, критиковать, унижать, оскорблять и выдумывать всякие теории, что не он виновник происшествия, а его жертва виновата. Поистину какая мерзость есть - гордыня.

Вообще такое отношение к своей жертве и другим людям прямо ведет к душевным расстройствам, в особенности к паранои (paranoia). В паранои, человек параноик (paranoid), живет в своем надуманном, нереальном миру. В западной литературе говорят, что больной живет в альтернативном мире (alternate world). Сама жизнь и психология западного человека способствует паранои и поэтому эта болезнь гораздо чаще встречается на Западе, чем скажем в России и в восточной Европе.

315. Помогает нуждающимся - чтобы себя возвысить. Бывает что гордый человек помогает другим, но не для того чтобы помочь, а для того чтобы чувствовать свое превосходство. Если вы захотите ему вернуть любезность за любезность, он будет этим недоволен (309). Конечно, нельзя сказать, что любое доброе дело или благотворительная деятельность есть последствие гордыни, но такое есть. Из этого следует, что по всей вероятности гордец не может сочувствовать и по настоящему любить (506).

316. Унижающие шутки. Гордец любит шутить и подсмеиваться над другими. Все его шутки как-то унижают собеседника. Если собеседник начинает возмущаться, то гордец сразу отвечает, что он только пошутил и начинает обвинять свою жертву в обидчивости, то есть перекладывает «с больной головы на здоровую».

400 - ПРИЧИНЫ ГОРДЫНИ.

Естественное состояние человека - это отсутствие гордыни. Поэтому у большинства народов она отсутствует. Откуда же тогда появляется порок гордыни? Конечно, самое основное это непонимание духовных процессах в человеке, незнание Священного Писания и Закона Божия, незнание православной психологии и истекая из этого непонимание разрушительных последствий гордыни. Здесь тоже нужно отметить, что светская психология не знает и не понимает духовные процессы, для нее они не существуют. Источником порока гордыни может быть поведенческая культура, принадлежность к какой-то особенной группе (религии, специальности, народу), неправильное воспитание дома, в школе, и т.д. и т.п.

401. Поведенческая культура. Находясь на Западе человек начинает «впитывать» местную поведенческую культуру, которая включает гордыню. Так как она является источником многих отрицательных качеств нужно ее хорошо продумать, чтобы легче было бы ее опознать (идентифицировать) в себе и в других людях.

Прибывшим на Запад - это нужно иметь ввиду и не подаваться плохому влиянию. Автору вспоминается случай одной скромной русской девушки которая попала на Запад и после 30 лет жизни здесь впитала в себя отвратительнейшие качества гордыни. Почти все качества описанные выше, были у нее.

402. Принадлежность к какой-то особенной группе. Бывает так, что какая-то группа (пол, общество, класс, сословие, религия, народ, раса) считает себя особенной и на всех других смотрит с высока. Люди, почти во всех западных странах недолюбливают чужих.

Сознавать, что ты особенный, знать свои таланты, правильно себя расценивать - это не грех, но смотреть с высока на других людей - это высокомерие и гордыня. Любой человек попавший в такое общество постепенно впитывает в себя их поведенческую культуру и, вместе с нею, гордыню. Нужно быть очень духовно знающим, цельным и понимать все эти духовные и психологические процессы, чтобы не податься их отрицательному влиянию. Народная мудрость говорит «с кем поведешься, того наберешься».

403. Мужская и женская гордыня. Мужская гордыня сводится к тому, что мужчина хочет что-то значить, играть какую-то важную роль, если не первую. Поэтому, он нежелательно относится к любому начальствованию и это приводит его к упрямству и нежеланию слушать других, повиноваться. Кроме того, есть некоторые мужчины которые смотрят с высока на всех женщин. Таким образом, интеллигентный и неглупый человек может поступать неразумно и глупо. Народная мудрость справедливо называет их «козлами».

Женская гордыня появляется у девушек в молодости. Она молодая, красивая, все мальчики и мужчины обращают на нее внимание и бегают за ней. Рыночная культура снабжает ее всякими препаратами, одеждой, журналами и т.п., которые помогают ей быть еще красивее и еще заманчивее. На многих все это действует, у них начинает кружиться голова, воображают, что они что-то особенное и впадают в гордыню. Часто этот процесс продолжается покамест она не выйдет замуж и не встретиться с жизненными реальностями: брак, домашние заботы, беременность, дети, работа и т.д. и т.п. Все это постепенно ставит ее на свое место и ее женская гордыня постепенно угасает. Кроме того как и с мужчинами бывает, некоторые женщины смотрят с высока на всех мужчин.

404. Неправильное воспитание дома. Иногда бывает, что влюбленные в своих детей родители, чаще всего матери одиночки, слишком много уделяют внимания своим детям и прислушиваются к каждому их вздоху. Они вбивают в голову своим детям мысль, что ты что-то особенное и в результате у детей взращивается гордыня, которая им потом мешает всю жизнь. Девочки воображают что они красавицы или умницы, во-всяком случае они что-то особенное. У них большие надежды от жизни и, обыкновенно, их ждет большое разочарование. С мальчиками тоже может произойти что-то вроде этого. Выходят самовлюбленные и самоуверенные люди которые страдают манией величия.

405. Неправильное воспитание в школе. Неправильное воспитание может быть и в школе. Такой случай описан в книге доктора Николи который описывает, как молодые британцы в некоторых школах воспитываются в знаменитой англосакской гордыне. (Арманд М. Николи, Джр. Как насчет Бога. К. С. Люис и Зигмунд Фреуд обсуждают Бога, Любовь, Секс и значение жизни. /Dr. Armand M. Nicholi, Jr. The Question of God. C.S.Lewis and Sigmund Freud Debate God, Love, Sex, and the Meaning of Life/). Эта книга является хорошей апологией христианства.

На Западе, совершенно не понимая разрушительную сущность гордыни, во всех школах и образовательных центрах она вдалбливается в учеников. Им говорят: «ты что-то из себя представляешь», «ты важная личность», «нужно быть самоуверенным» и т.п. После этого ученик встречается с реальностью жизни, не может сдать экзамены, с ним никто не считается, работу не может найти, получает мизерную плату и т.п. В результате этого, у него происходит конфликт, который он не в состоянии разрешить. Его объяснения бывают неправильные, он создает, по выражению психологов, «альтернативную реальность» (alternative reality) - он становится параноиком. В этом придуманном мире, виновники его неудач совершенно невинные люди. В конце концов дело кончается тем, что он их всех расстреливает. Общество же разводит руками и не знает что делать.

406. Работа может способствовать гордыне. Иногда гордыня бывает связана с каким-то положением на работе. Если человек теряет это положение, то и гордыня его быстро сходит на нет. Но, она легко может восстановиться, так как человек уже годами выработал своеобразный образ мышления.

На Западе такая гордыня почти всегда связана с автомеханиками, докторами, медсестрами и другими профессиями имеющими контакт с клиентами. Они все с высока разговаривают с своими клиентами, относятся к нему как к профану, они все знают, конечно им нельзя противоречить, с ними нельзя спорить, они всегда во всем правы, они никогда ни в чем не виноваты, а всегда виноват клиент и т.д. и т.п.

500 - ПОСЛЕДСТВИЯ ГОРДЫНИ.

Как было уже сказано выше, порок гордыни очень вредный и окрашивает все поведение и мировоззрение гордеца, которые, при пристальном рассмотрении, очень отличаются от христианского. Последствия гордыни были описаны в отделе 200 и 300, а здесь даются несколько примеров особенных последствий.

501. Проекция. Одно из последствий гордыни бывает частая проекция своих грехов на других людей, в особенности на своих жертв. Таким образом жена которая изменяет мужу, обвиняет его в измене. Человек лжущий обвиняет других в лжи и т.д. и т.п. Гордец не видит и не признает своих грехов, но он все таки нуждается в каком-то объяснении происходящего, поэтому он начинает обвинять в этом других. Его «я» не страдает, но он живет во лжи и в нереальном мире (alternative reality), в котором он герой. Конечно такие фантазии чреваты отрицательными последствиями.

502. Расстрел. Как было уже сказано выше (404,405 - Неправильное воспитание дома и в школе), последнее время на Западе бывают довольно часто случаи когда ученик старших классов средней школы начинает расстреливать всех своих друзей и преподавателей из автомата. Здесь происходит несколько моментов и один из них - гордыня. Как было сказано выше (405), детей воспитывают в гордыне, учат их высказывать свое мнение и они воображают что, они пуп земли. Но, когда они встречаются с реальностью, то видят что с ними никто не считается, они в фрустрации теряются, не знают что делать и начинают всех по-очереди расстреливать.

503. Параноя. Одно из последствий заболевания гордыней бывает параноя. Она считается не только духовной но и психической болезнью, которую очень сложно вылечить. Ко всем атрибутам гордыни: зависть, непослушание, властолюбие, высокомерие, тщеславие, славолюбие, эгоизм, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; у многих срыв в плотскую похоть; боязнь смерти или наоборот - искание покончить жизнь и т.п. присоединяется еще и мания величия и преследования и пользование людьми. Конечно, как и все другие болезни духа, параною можно вылечить перевоспитанием человека в христианском духе.

В параное больной мало общается и у него нет притока новых и противоположных идей и он начинает придумывать свои объяснения. Так как обыкновенно он наивен, так как не встречается с мнениями других, его объяснения нереальны. Таким образом параноик выстраивает для себя целый «албтернативный» (alternate) мир.

504. Самоизоляция руководства. Так как на Западе люди страдают гордыней, то это часто мешает на службе. Так как гордец не терпит критики, то часто руководитель и заведующий бывает окружен людьми которые ему поддакивают. В результате этого, лидер бывает изолирован от противоположных идей и конечно совершает из за этого много ошибок. Можно вспомнить ошибки многих политиков и тогда увидим где источник их ошибок. Их гордыня не позволяла противоречивые мнения, в результате чего лидер существовал в изоляции от реальности. Это случилось с Наполеоном, а также и с Гитлером.

505. Проблемы на службе. Очень трудно бывает критиковать своего работника, так как он, из-за своей гордыни, ничего не видит и не сознает. Поэтому, обыкновенно его начальник записывает все ошибки работника и потом ему все это представляет. Без документации работник просто не поверит.

506. Не может любить. Если мы продумаем все перечисленные качества гордеца, то становится ясно, что многие из них являются составляющей нелюбви. Поэтому ясно гордец просто не способен любить глубоко и по-настоящему.

Например: (201) Высокомерие; (202) Не терпит критику; (203) Нужно сохранить свое лицо; (204) Обидчивость; (205) Упрямство; (206) Зависть; (207) Не видит свои ошибки; (208) Искаженная вера или неверие; (209) Осанка; (210) Трудно стать в церкви на колени; (211) Самодур; (212) Эгоизм или самолюбие; (213) Отсутствие скромности - нахальство; (214) Самоуверенность; (215) Большое самомнение; (216) Ксенофобия, этнофобия и расизм.; (217) Русофобия; (218) Множественная личность; (219) Считают скромных глупцами; (301) Не любит советы; (302) Ничем нельзя удивить. «Да, я это уже знаю»; (303) Это твое мнение, а это мое; (304) Неумение общаться; (305) Не может открыться; (306) Не может говорить о своих слабостях; (307) Не может смеяться над собой; (308) Не хочет помощи; (309) Не помнит своих добродетелей; (310) Не любит своих добродетелей; (311) Трудно поблагодарить; (312) Не может простить; (313) Не может извиниться или покаяться; (314) Злоба к своей жертве; (315) Помогает нуждающимся - чтобы себя возвысить; (316) Унижающие шутки.

Вдумываясь во все эти качества, мы видим, что гордый супруг в браке является очень трудным и его любовь на очень низком уровне.

507. Тупость. Умный, интеллигентный и образованный человек под влиянием гордыни становится тупым и глупым. Это легко понять, если вспомнить выше приведенные качества гордеца, то сразу видно, что гордыня, как и любой другой грех, делает человека «меньшим» или хуже, в данном случае глупее, чем он на самом деле.

Итак, гордецу мешают следующие качества: (201) Высокомерие; (202) Не терпит критику; (203) Нужно сохранить свое лицо; (204) Обидчивость; (205) Упрямство; (206) Зависть; (207) Не видит свои ошибки; (208) Искаженная вера или неверие; (211) Самодурство; (212) Эгоизм или самолюбие; (213) Отсутствие скромности - нахальство; (214) Самоуверенность; (215) Большое самомнение; (216) Ксенофобия, этнофобия и расизм.; (217) Русофобия; (218) Множественная личность; (219) Считают скромных глупцами; (301) Не любит советы; (302) Ничем нельзя удивить. «Да, я это уже знаю»; (303) Это твое мнение, а это мое; (304) Неумение общаться; (305) Не может открыться; (306) Не может говорить о своих слабостях; (307) Не может смеяться над собой; (308) Не хочет помощи; (309) Не помнит своих добродетелей; (310) Не любит своих добродетелей; (311) Отсутствие благодарности; (312) Не может простить; (313) Не может извиниться или покаяться; (314) Злоба к своей жертве; (315) Помогает нуждающимся - чтобы себя возвысить; (316) Унижающие шутки.

Все эти качества надевают на человека цепи гордыни, впоследствии чего его мысль становится скованной, лишается свободы и гордец становится тупее и глупее чем он на самом деле. Вот почему святые отцы учат что нельзя доверять греховному человеку, так как его разум в цепях греха. Вот почему мы должны стремиться избавиться от греха, так как только безгрешный разум свободный и рассуждает правильно.

600 - КАК БОРОТЬСЯ С ГОРДЫНЕЙ.

И познаете истину,
и истина сделает вас свободными.
(Иоанна 8:32)

601. Опознание гордыни. Самый трудный шаг в борьбе с гордыней - это ее опознание. Поэтому очень важно прислушиваться к любой критике. Если человек ее опознал тогда и борьба возможна. Но проблема с гордыней - это что человек полностью уверен что к нему - это не относится.

Иногда, просто опознание своего греха и его разрушительного действия дает человеку волю и силу его больше не повторять. Но когда греховное поведение уже вошло в природу человека, то тогда будет труднее его побороть.

Священное Писание нас поощряет знать истину так как - это освободит нас от всякой неправды и мы станем свободны от греховных последствий. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:32).

Итак: (1) искание похвалы - заменяй скромностью, (2) возвышение себя - заменяй молчанием и скромностью, (3) презрение других - заменяй опознанием их хороших качеств и любовью, (4) непослушание к высшим - заменяй молчанием и послушанием, (5) не принятие совета - заменяй уважением и слушанием, (6) обиды - заменяй молчанием, (7) неумение простить - заменяй прощением, (8) злопамятство - заменяй прощением, (9) не хочешь уступить - замени уступлением, (10) неумение признаться в ошибке - заменяй признанием ошибки, (11) желание быть лучше других - заменяй скромностью, (12) желанием всюду проявлять свою волю - заменяй уступчивостью и т.п.

Во время брани если что-то трудно делать то нужно молиться о помощи. Во время поста нужно усилить нашу борьбу. Таким образом, после известного времени, новое поведение станет нашим эталоном и мы будем вылечены.

602. Ступени врачевания. Как же бороться с недугом гордыни, в особенности если это уже вошло в нашу природу? Методика борьбы та же самая как и с любой другой страстью. Это трудный и сложный путь и, конечно:

- На первом месте нужно обратиться к Господу Богу за помощью - нужно молиться, чтобы Он помог.
- После этого нужно поговорить и поисповедоваться у духовника.
- Потом, чтобы бороться с врагом сперва его нужно узнать. Значит, нужно изучить гордыню и прочесть о ней все, что можно найти.
- После этого нужно продумать все свое поведение (дела, слова и мысли) дома, в школе, на службе и т.п. с точки зрения гордыни и опознать ее во всех ее проявлениях.
- После опознания, нужно следить за ее проявлением и когда она появляется всегда заменять ее противоположной добродетелью.
- Во время молитвенного правила читать «Молитву для врачевания гордыни».
- Нужно говеть: поститься, исповедоваться и причащаться.

603. Пост. Пост - это самая основная школа борьбы с гордыней - школа послушания. Поэтому, нужно строго следить за исполнением всех правил поста.

604. Послушание. Во многом источником гордыни является непослушание Господа Бога. Поэтому, один самых простых приемов борьбы с гордыней - это послушание, даже любое послушание. В монастырях, для искоренения гордыни из некоторых монахов, дается им послушание - какая-то грязная работа.

605. Противоположная добродетель. Каждый грех имеет противоположную добродетель. Так как гордыня это не один грех, а множество, то нужно опознать (идентифицировать) все ее составляющие и их противоположные добродетели. Сделая это, нужно быть внимательным к ее проявлению и при каждом появлении ее составляющей парировать и нейтрализовать ее соответствующей добродетелью. Святой Иоанн Кронштадтский в своем бессмертном дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет следующее:

«Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их; напала на тебя гордость - скорее смирись до земли; напала на тебя скупость - скорее будь щедр; напало сребролюбие - скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем. Напала на тебя иная болезнь - не потворстуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее».

Здесь уместно привести выписку из работы «Христианское нравоучение»:

«Каждый грех имеет противоположную добродетель. В борьбе с каким-то грехом, нужно делать соответствующую добродетель. Таким образом греховный навык постепенно сменяется на христианскую добродетель. Вот некоторые из них:

(I) Из Десяти Заповедей: неверие-вера, бездельничество-труд, лень-трудолюбие, неуважение родителей-любовь и уважение, убийство-жизнь, прелюбодеяние-целомудрие, кража-дар, ложь-правда, зависть-радость.

(II) Из Заповедей Блаженства: гордыня-смирение, немилосердие-милосердие, греховные помыслы-чистые, заводить ссоры-миротворчество.

(III) Из пособия для исповеди: осуждение-видение своих недостатков, гнев-спокойствие, оклеветание-защита, дерзость-вежливость, раздражительность-сдержанность, уныние-радость во Христе, воздаяние зла за зло-воздаяние добра за зло, ожесточение-спокойствие, роптание-благодарение, самооправдание-признание вины, прекословие-смирение, своеволие-послушание, укорение-спокойствие, злоречие-воздержание, смех над кем-то-сочувствие, соблазн-целомудрие, эгоизм-любовь, самолюбие-любовь, честолюбие-скромность, чревоугодие-пост, тщеславие-скромность, нечистые помыслы-чистые, многостяжание-щедрость (нестяжательство, бессребреничество), нечистое воззрение-чистое».

606. Перевести внимание. Этот метод один из самых простых способов борьбы с грехом. Он состоит из перевода внимания от предмета или ситуации которая вызывает отрицательные, греховные мысли, слова или дела и заставить себя думать о чем то другом. Лучше всего, конечно, о противоположной добродетели (смотри пункт №605).

607. Молитва для врачевания гордыни. Как было сказано выше (601, 602), перед каждым делом и в особенности встречаясь с затрудненями нужно молиться. Это естественно для христианина. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос сказал «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7-8).

В этой части нашей работы мы говорим о другом, о специальной молитве для врачевания гордыни. Это «Молитва для искоренения гордыни», которую в общем можно написать и самому, продумав все свои слабости, составляющие гордыни. Для каждой части нужно обратиться к Господу Иисусу Христу и попросить помощи не впадать в такой грех, а вместо него делать противоположную добродетель. Ее можно написать и самому, или с помощью духовника и потом, во время молитвенного правила читать ее - каждый день.

608. Епитимья. При постоянном проявлении какой-то греховной привычки, составляющей гордыни можно пользоваться епитимьей, то-есть применять к себе самому какое-то «педагогическое наказание». В монастырях, в этой лаборатории духовности и нравственности - это бывает большое количество земных поклонов. Таким образом, можно вылечиться от многих греховных привычек.

609. Расстаться с источником гордыни. Как было сказано выше (406), работа может способствовать гордыне. Поэтому, иногда, чтобы вылечиться от нее, нужно уйти от источника гордыни, с такой работы и взять более простую, но духовно созидающую и не разрушающую.

610. Болезнь смиряет гордыню. Болезнь обыкновенно смиряет гордеца. Человек должен заслужить Царство Небесное своей жизнью или страданиями очиститься от греха. Поэтому Господь Бог иногда применяет «педагогическое наказание» и допускает какую-то болезнь для того, чтобы научить чему-то зазнавшегося гордеца.

611. С годами люди смиряются. Со старостью, многое что способствует гордыне уходит, человек смиряется и начинает постепенно вылечиваться. Например уходит красота, сила, важное положение на работе или в обществе, человек начинает болеть, чувствует приближение смерти и т.п. Все это постепенно смиряет человека.

Заключение.

Прочтя эту работу, пред нами встает гордец - несчастный человек, который на всяком повороте жизни что-то теряет. Он не отличается умом, так как грех гордыни его ослепляет и он живет неполной жизнью. К сожалению на Западе такой тип встречается часто. Другими словами гордый человек весь в греховных страстях которые ему мешают нормально жить и общаться с людьми.

Гордецы не могут достигнуть вершину в человеческих отношениях. Они не могут по настоящему любить, не могут по настоящему общаться, иметь теплые отношения с людьми. Но, если на работе не очень требуется общение, то гордец может хорошо работать и даже преуспевать.

Из описания гордыни видно, что она создает плодотворную почву для всяких психических и духовных расстройств. Одна из них параноя. Чем больше мы изучаем и понимаем гордого человека, тем больше мы сознаем что он живет в темноте и сам этого не сознает.

Гордыня является не только частым явлением на Западе, но и основным качеством и отличием западного человека. Вся западная культура построена на предпосылке, что гордыня и все ее составляющие являются естественными качествами человека. Светская психология не видит гордыню. Поэтому, что это духовная болезнь они не знают, за исключением очень редких религиозных людей которые изучили Библию, но у них нет глубины познаний.

Эта работа ждет духовное лицо или православного психолога который разработает этот материал более глубоко и напишет пособие для тех людей которые работают и общаются с западными людьми.

Читайте также:
- Что такое гордыня (о. Александр Ельчанинов)
- Что такое гордыня. Духовный листок "Дорога домой"
- Если бы мне дали прочитать одну проповедь. Г.К. Честертон
- Мытарь и фарисей

Подготовлено на основе материалов электронных страниц "Дорога домой"
Прыг: 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:

Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.